В работе “Дорогой тысячелетий: кумыки и их этнородственные связи” (Махачкала. 2004) (по Камилю Алиеву), приводится интересный подбор фактов объясняющих, что стоит за названием Северокавказского Пятигорья. Обычно считается, что название пошло от слов “пять гор” Беш-тау. Но вершин у этой горы, при желании, можно насчитать больше десятка.
А в обозначенной книге указывается, что Пиетихорией с глубокой древности, обозначалась вовсе не гора Бештау, а огромная территория, включающая Кавказ от Черного моря до Каспия.
Пятигорье как Circasi Pietihor, что обозначено в западноевропейских картах XV-XVI веков. Матвей Меховский (1457-1524) в своем “Трактате о двух Сарматиях” (1517 год) сообщает, что “горы Иберии и Албании”, “называются Пиетихор”, а “весь перешеек между Черным и Каспийским морями – это Пиетихорская провинция”.
В книге “Дорогой тысячелетий…” предположено, что название Пятигорье могло быть образовано от названия племени “биттогур”.
Биттогуры упоминаются в составе европейских гуннов. Известный историк М. Артамонов о них пишет: “После смерти Аттилы сыну его Денгизиху остался верным народ биттогуры”. Биттогуры после поражения Денгизиха от византийской армии в 469 году и распада Великой гуннской империи вынуждены были примкнуть к Ирнеку, сыну того же Аттилы, и вернуться на старую родину свою в Приазовье и Прикубанье. А в VI веке они известны в составе Булгарии, основаной Кубрат-ханом на Кавказе в Прикубанье.
После смерти Кубрат-хана в конце VII века биттогуры под предводительством Бат-Баяна, сына Кубрат-Хана, остались на Северном Кавказе, подчинившись хазарам, а территория ими занимаемая и стала Битигорией. Об этом есть сведения и в ранних русских летописях, указывающих на то, что “Пятигорией… бывшее тут (в районе нынешних Минеральных Вод. – К. А.) в древности княжество называлось”.
Но почему название территории названой по имени племени битигур вдруг стало восприниматься как “пять гор”, причем якобы не в славяноязычной среде? Одно из первых упоминаний о местности Беш-даг, или Беш-тау (по тюркски именно пять гор), с источником горячей воды было сделано арабским путешественником Ибн Батутой, который посетил ставку хана Золотой Орды Узбек-хана, располагавшуюся в окрестностях города Маджара в 1334 году. Можно сделать предположение, что многочисленные народы Предкавказья того времени все же говорили на языках близких славянским. Это не противоречит истории формирования западных гуннов, среди которых были самые разные племена, в том числе сарматы, утигуры, кутигуры, питигуры, угры (может угуры), аланы, черкесы и предки казаков.
На наличие среди западных гуннов множества славяноязычных воинов могут говорить имена некоторых гуннских правителей: Волемир, его сменил Волд. Потом были Донат или Танат, Рог или Руга, далее Мундяк, его сыновья Отила или Аттей-Аттила и Вдила. Сыновья Аттилы: Данчич, Вернак или Ирнах, Ярень, Денисхис… Воеводы: Блед, Горд, Боярикс, Зверьган, Светозар… Можно расшифровать имя племени “биттогур” на основе их протославянского языка. Возможно битто происходит от имени предка обозначающее “пятый”, а хоро это круг, общность, и город, то есть место окружённое укреплением… Получается, что Пятигорье, это Пятиградие. Одно из этих укреплённых мест-городов было именно в районе горы Бештау, именно от него получившей название… Язык питихоров в письменном варианте неизвестен, но, видимо, был близок к санскриту. Вот фрагмент составленного лингвистами текста на санскрите: Даме видава дживати. Дамас навас асти. Даме агнис асти: видава дамам тапаяти. Чатварас сунавас на санти даме, авикас пасанти прастаре. Нава снуша на будъяте: супъяте.
Дословный перевод этого построенного лингвистами фрагмента на русский: В доме вдова живёт. Дом новый есть. В доме огонь есть: вдова дом топит. Четверо сыновей не суть в доме, овец пасут на просторе. Новая сноха не бдит: спит.
Как связаны восточные хунну и западные гунны и один ли это народ?
Хунну «сюнь-ну», или «хьонг-ну», как называли их китайцы, древний народ, – предки монголов. (Причисление их к тюркам ошибочно.) Первые упоминания о народе сюнну появляются в китайских летописях периода Сражающихся Царств. В 318 году до нашей эры этот народ в союзе китайскими княжествами совершил нападение на царство Цинь. Под предводительством Маодуня с 220 года до нашей эры к северу от Китая сформировалось сильная держава, просуществовавшее по II век. Именно для защиты от набегов хунну Цинь Шихуаньди построил Великую китайскую стену. Держава хунну после потери Синьцзяна в конце II века потеряла силу и стала прокитайской.
Считается, что гунны пришли в Европу с востока в 4 веке, по Аммиану Марцеллину, но это неправда. В действительности Хуны упоминаются впервые в “Географии” Птолемея, которую датируют примерно 150 годом. Он описывает хунов среди племен Европейской Сарматии: У поворота реки Танаиса офлоны (оплоны) и танаиты; за ними осилы до роксолан; между амаксовиями и роксоланами ревканалы (ракаланы) и ексобигиты; затем между певкинами и бастарнами — карпианы, выше их — гивин, далее бодины. Между бастарнами и роксоланами живут хуны, а ниже одноименных гор амадоки и навары. Возле озера Вики живут тореккады, а по Ахиллову Бегу тавроскифы; ниже бастарнов около Дакии — тагры, а ниже их — тирагеты.
Так что хуны среди народов Причерноморья. И, разумеется это индоевроейский народ, как видно,идентичный сарматам.