В 2013 году британская газета The Art Newspaper заметку об индийской медной статуэтке высотой 30 сантиметров, а весом два килограмма, с билингвой, написанной на её груди и иероглифами Хараппы, и на брахми!
Обстоятельства находки статуэтки неясны, яко бы ее нашел некий Сабдар Али.
Патину на статуэтке признали подлинной в Археологическом управлении Индии. Её датировали II веком до нашей эры.
Статуэтка представляет собой стилизованную человеческую фигуру, как заявили исследователи, с “кабаньей” головой. На кабана, конечно это совсем не похоже: пятачка нет, клыков нет, морда не клинообразная, рот совсем не кабаний… Больше всего он похож на медведя. В индуистской мифологии упоминается медведь Джамбавати или Рикша-раджа — царь медведей, но принадлежащий к расе обезьян, помощник Рамы.
Сейчас почему-то считается, что письменность городов долины Инда исчезает примерно в XX веке до нашей эры, а самый ранний брахми известен с IV-III века до нашей эры. Но интересно, как может исчезнуть письменность в государстве не испытавшем разрушения до XIII века до нашей эры. Насчёт брахми тоже неизвестно когда он возник, даже если пока известны надписи только с IV века до нашей эры. Уже этот бронзовый артефакт указывает на смешение культур хараппских дравидов и завоевателей индо-арьев. То есть, он вполне может относиться, например, к X веку до нашей эры…
Исследователи, опубликовавшие материал о статуэтке утверждают, что им удалось прочесть надпись на брахми. Она гласит: “Царь / Ки-Ма-Джи [имя собственное] Ша-Да-Я [воплощение бога]” (Интересно, что Эль-Шаддай — в Торе «Бог Всемогущий».). Но вот вопрос какого бога воплощение этот Кимаджи? Может быть правильнее так:“Царь / Ки-Ма [имя собственное] Джи (имя бога) – Ша-Да-Я [воплощение]” Или так:”Царь / Ки-Ма [имя собственное – Кумар] Джи (имя бога Джамбавати) – Ша-Да-Я [воплощение]” . Но если прочитать рисунок водяного буйвола на фигурке как Ва (вода), что как бы следует из анализа знаков хараппской письменности (см.), то получится “Царь / Ки-Ма-Джи [имя собственное] Ша-Да-Я [воплощение бога]” Ва (воды), что получается вполне осмысленным текстом.
Однорогий длинношеий бык, изображенный на груди у фигурки, сотни раз встречается на печатях цивилизации долины Инда. Его нередко называют единорогом: действительно, второй рог на изображениях не встречается (второе ухо у животного тоже не рисовали). Но обычно бык-единорог всегда изображен стоящим рядом с каким-то сооружением — то ли котлом, то ли составной чашей на ножке. А на груди у человека-кабана животное изображено без этого атрибута.
От цивилизации долины Инда до нас дошло около пяти тысяч надписей. Большинство надписей найдено на печатях или оттисках печатей. Число символов в каждой надписи редко превышает 5, а 10 и более знаков встречаются менее чем в 1 проценте надписей. Самая длинная надпись на одной поверхности состоит из 17 символов, на одном предмете — из 26.
Самый современный и авторитетный корпус хараппских надписей состоит из 13 372 вхождений 417 различных знаков (всего 2905 надписей). 4 из этих 417 являются самыми распространенными: они составляют 21 процент от общего объема. 20 наиболее распространенных знаков составляют более 50 процентов от общего объема. При этом повторяемость самых распространенных знаков в пределах одной надписи феноменально низка: 5 из 20 знаков не повторяются ни разу, а еще 5 — только по одному разу (в корпусе из почти трех тысяч надписей).
Таблица протоиндских знаков в универсальной кодировке
Источник – Script Encoding Initiative. Alphabetical List of Scripts Not Yet Encoded. U. C. Berkeley. Department of Linguistics. Ссылку на PDF-файл найдете на строке “Indus Valley Script”. Скачать PDF [142 Кб] здесь.
Код – ISO/IEC JTC1/SC2/WG2 N1959. 1999-01-29. Стандартизация выполнена М. Эверсоном под эгидой Международной организации по стандартизации (Proposal for the Universal Character Set by Michael Everson. Universal Multiple-Octet Coded Character Set. International Organization for Standardization. Organisation Internationale de Normalisation.)
Образцы печатей.
***********************
А это письмена Тертерии найденные в Болгарии, возрастом 7 тысяч лет.
А ниже Фестский диск из Греции. Знаки похожи!