Хараппские надписи можно расшифровать, если понять, что в них написано. То есть нужно понять мифологию хараппцев. И это возможно.
Не сразу, но хараппские мифы были включены в мифологию индо-арьев. Найденная в 2013 году медная статуэтка с билингвой, текстами написанными хараппскими письменами и на брахми показала, что и хараппская письменность не совсем исчезла в арийской Индии. Скорее всего, письмо брахми было создано с использованием идей хараппской письменности. В хараппской письменности выделено 129 знаков (их, конечно, несколько больше), то есть это не иероглифы, а слоги, но и брахми это слоговая письменность, хотя слоги в ней часто редуцированы до букв.
Мифология хараппцев выявляется легко, так как это то, что остается, когда от индуизма отнимается мифология Вед. В хараппской мифологии вечносуществующим божеством был дракон Шеша. Отождествлялся он с Млечным Путём и временем. Головы Шеши удерживали 5 известных дравидам планет и множество звезд. Остальные боги и демоны хараппского пантеона происходили от Шеши, но первым и важнейшим богом этого пантеона был Шива – бог разрушитель, и, одновременно, бог создатель нового.
Шива почитался, прежде всего, в образе Лингама соединенного с Йони, причём не только в культуре Хараппы, но во многих культурах, имеющих связь с индийским океаном.
Возможно частый в графике хараппцев образ быка, это тоже одно из воплощений Шивы. Мифы о Шиве быке почему-то в основном до нас не дошли, хотя на индийских монетах начала нашей эры Шива часто представлен в виде быка. Кроме того, слияние ведийского божества Рудры и дравидского божества Шивы скорее всего, произошло именно потому, что оба они имели образ быка. Вот миф об этом: Рудра после уничтожения асуров в образе быка оплодотворял Землю принявшую облик пятнистой коровы. То есть Нандин, спутник Шивы вероятно, должен рассматриваться как воплощение самого Шивы.
Так же был известен Шива в образе огненного столба. Вот миф об этом: Брахма и Вишну заспорили, кто из них главный. Этот спор продолжался довольно долго и закончился тем, что перед спорщиками появился бесконечный огненный столб. Не поняв, что это перед ними, они атаковали столб своим оружием. Когда Брахма и Вишну поняли, что не могут нанести никакого вреда этому столбу, они решили найти начало и конец этого столба, и Брахма отправился искать верхний его конец, на поиски вершины, а Вишну (в образе Варахи) – нижний. Не найдя начала и конца, они снова встретились и в этот момент из огненного столба-Лингама к ним вышел Шива, который и объяснил Брахме и Вишну их реальное положение.
Еще одно воплощение Шивы это Хануман, обезьяноподобное божество, один из главных героев “Рамаяны”, предводитель одного из войск ванаров, также друг Рамы и Ситы. История этого воплощения Шивы такова: Предводитель демонов Равана получил от Брахмы, благословение, что не будет убит никем, кроме человека и обезьяны. Вишну избрал человеческий образ, Шива принял образ обезьяны.
Шива как главное божество хараппцев должен быть главным образом хараппских надписей. Эти надписи вовсе не печати, а священные амулеты. А что может быть содержанием коротких надписей на таких амулетах… Конечно, мантры, это ритуальные молитвы, обращенные к богам. Единственная расшифорванная надпись на бронзовой статуэтке это тоже мантра. В индуизме не так уж много мантр, но важнейшая мантра это обращение к Шиве “Намах Шивайя” – мантра пяти элементов.
И она, видимо, сохранила звучание древних хараппских иероглифов согласно ей: Йя – это душа, На – это земля, Ма – вода, Ши – огонь, Ва – воздух. Тогда ШиВа это соединение огня и воды, хорошо известный символ Инь и Ян. Получается, что бык, стоящий после подсвечника на хараппских надписях это и есть знаки Ши – огонь и Ва – вода.
Хараппская запись, где обозначены все пять элементов, описанных в “Намах Шивайе”, а вот какой знак над знаком воды в виде быка относится к земле, какой к воздуху, и какой к душе предстоит понять…
Pingback: Письменность культуры Хараппы – Вокруг Света