Усуни (кит. 烏孫; каз. Уйсын) — европеоидное оседло-кочевое племя, обитавшая в древности на севере Синьцзяна, а затем в гуннскую эпоху переселившийся на территорию Семиречье. По описаниям китайцев усуни были среднего роста, имели белую кожу, голубые глаза и рыжие волосы. Их расовый тип антропологи определяют как европеоидный.
Первоначально усуни жили в районе провинции Ганьсу по соседству с юэчжами, а затем из-за раздора с ними во II веке до нашей эры (160 году до нашей эры) переселились на земли саков-тиграхауда в Семиречье. В начале н. э. обозначились противоречия усуней с хунну.
В I веке до нашей эры их численность достигала 630 тысяч человек. Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по рекам, Чу и Талас, где усуни граничили с канглами. На востоке они имели общую границу с гуннами, а на юге их владения граничили с Ферганой.
Об усунях писал китайский историк Сыма Цянь. Глава общества усуней носил титул гуньмо (великий бек). Столица усуней Чугучэн (Кызыл Ангар, город Красной долины) находился на берегу Иссык-Куля. Государство усуней делилось на три части: восточную, западную, центральную. Усуни вели войны с кангъюями и гуннами за пастбища, имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Общество усуней достигло уровня государственности. Источники упоминают город Усунь. Оседлые усуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые в юртах.
Скотоводство играло в жизни усуней определённую роль. Усуни разводили преимущественно лошадей и овец. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Самыми богатыми считались усуни, имевшие 4-5 тысяч лошадей. Своих лошадей усуни метили, ставили клеймо (тавро в виде ворона). Размеры погребального кургана зависели от положения в обществе и степени богатства. Ювелирные изделия, оружие отражали их религиозные представления и взгляды на мир.
Усуни разрабатывали месторождение свинца, меди, олова, золота. Из железа изготовляли — серпы, ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения для одежды. Керамическую посуду изготовляли в большем количестве. Основными видами керамики были: чаши, миски, грушевидные кувшины, котлы с каменными ручками. Усуни умели ткать, прясть и обрабатывать шкуры, занимались резьбой по кости и камню. Для измельчения зерна из двух плоских камней делали ручную мельницу.
Ярким памятником ювелирного искусства усуней являлась — Каргалинская диадема, найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от Алматы, на высоте 2300 метров. Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шириной 4,7 см, которая украшена изображениями зверей, птиц и людей в окружении сложного растительного орнамента. Диадема украшена вставками из бирюзы, сердолика и альмандина. Датировка — I век до нашей эры — II век до нашей эры Главной темой диадем было изображение модели Вселенной: животные символизировали жизнь на земле, птицы — небо, крылатые кони — солнце. Идеи диадемы схожи с идеями индо-иранских народов в древности. В погребении найдено 400 разных украшений.
Основные периоды
1 Каратальский период (III—I век до нашей эры) Каратал, Каргалы, Капчагай, Унгиркора, Кызыл-еспе, Бесшатыр, Утеген, Калкан, Акшокы, Бетагаш, Сарытогай, Кенесай, Бурака, Шелпек
2 Семиречинский период (I—III век до нашей эры) Талгар, Бастау, Актас, Сарытау, Узынбулак, Кызылкайнар, Курты, Караша, Шошкалы
3 Илийский период (IV—V век до нашей эры) Актас, Унгир-кора, Шолак-жиде.
В середине II века до нашей эры усуни оказались политическими союзниками хуннов, вытеснили юечжей на запад из Восточного Туркестана и из Семиречья и заняли их территории. При этом они остались политически зависимыми от хуннов.
После смерти правителя хуннов Лаошань-шанюя в 161 — 158 годах до нашей эры, кюн-бий (официальный титул правителя усуней) объявляет о политической независимости своего государства от хуннов. Чжан Цянь, впервые посетивший усунскую землю в 128 году до нашей эры, предлагает китайскому императору У-Ди вступить в политический союз с усунями, а затем спровоцировать их к столкновению с хуннами. В 116 году до нашей эры с этой целью Чжан Цзян вновь отправляется к усуням. Из города Чи-гу — столицы усуней на берегу Исык-Куля Чжан Цянь отправляет своих помощников к дальним западным странам. В 115 году до нашей эры между китайцами и усунями был составлен «братский договор». Усуньскому кюн-бию в качестве дара отдаётся в жёны девушка из знатного китайского рода. В конце 2 веке до нашей эры Усуньское государство занимало территорию, простиравшуюся от нынешнего Юго-Восточного Казахстана до Северного Кыргызстана, а также до соседних частей Восточного Туркестана.
Усуньское государство, как и хуннское, было монархическим государством. Кюн-бий (кунь-мо) и после завоевания им независимости сохранил этот присвоенный ему хуннским шанюем титул. Шанюй, имевший титул «тенир кугу» («одарённый Богом и Небесами»), присвоил усуньскому правителю титул пониже своего — «кюндюн бийи» т.е. «правитель солнца, солнечный государь». Особо важные вопросы кюн-бий обсуждал на совете старейшин.
Семейные отношения усуней, как и хуннов, были патриархальными. Усуньский кюн-бий преклонного возраста потребовал от своей жены- китаянки после своей смерти выйти замуж за его престолонаследника. Этим он преследовал цель не прерывать добрососедские отношения с китайцами. Царице, оказавшейся в трудном положении, не знающей, как поступить, от императора династии Хань приходит такой ответ: «Ты должна блюсти традиции той страны, где живёшь. Я вместе с усунями должен разгромить хуннов».
В начале 1 века до нашей эры политические круги усуней разделяются на две противоборствующие группы; «прокитайскую» и «прохуннскую». Усуньский кюн-бий Унгюйми и его жена китаянка Гяй-йу, когда особенно усилилось хуннское давление, обратились с просьбой о помощи к Ханьской династии. В 73 году до нашей эры их посол обращается в ханьскую династию и к императору с предложением о создании военной коалиции против хуннов. Уже в следующем году китайские воины (легко вооружённые 160 тыс. конников) начинают военные действия против хуннов в Ордосе и на переходе Хэси. Хунны спасаются от них бегством. Но удары усуней с запада оказались для них сокрушительными: тесть шанюя, сноха шанюя, некоторые правители западного крыла, а также 39 тысяч воинов попадают в плен к усуням.
В 71 году до нашей эры динлины, вступившие в политический союз с усунями, поднимают восстание в северном регионе хуннов. На востоке часть рода дунху ухуаны также поднимает восстание. С запада проникают усуни, а хунны в этом сражении терпят тяжёлое поражение. Добившийся значительного укрепления положения своего государства кюн-бий Усуньского государства Унгюйми до конца своей жизни проводил прокитайскую политику. После его смерти прокитайская и прохуннская силы боролись между собой. У власти оказался не его сын, законный престолонаследник, а сводный брат Ними, матерью к-рого была хуннская царица. Он женится на царице-вдове Гяй-йу и получает титул Куан-ван. В 52 году до нашей эры царица Гяй-йу пытается, используя китайскую знать, приехавшей к усуням на свадьбу, организовать дворцовый переворот. Оказавшемуся раненым вражеским мечом Ними кюн-бию удаётся вскочить на коня и скрыться. В течение нескольких месяцев бешеные от злости усуни окружали белый дворец царицы, и только спешно пришедшая на помощь китайская дружина спасла её от неминуемой гибели. Заговор, предпринятый царицей китайского происхождения, обострил среди усуней антиханьские настроения. Сын покойного правителя Унгюйми в союзе с хуннской царицей Уцзуту организовал восстание против усуньского двора. Ними был убит, и к власти пришёл Уцзуту. В 51 году до нашей эры усуньское государство официально разделилось на два крыла. Одно крыло — под управлением сына Гяй-йу Юаньгуйми, имеющего титул «великий кюн-бий», а второе крыло было под управлением Уцзуты, согласившегося на титул «младший кюн-бий». Вскоре умер Юаньгуйми, и вместо него на трон сел его слабовольный сын Сынми, после чего царица Гяй-йу отбыла в Китай.
В середине 1 веке до нашей эры государство усуней оказывается между северными хуннами и Кангюйским государством, вступившими в союз. В этих условиях Уцзуту кюн-бий проводил не прохуннскую политику, а поставил задачей независимость своего народа. Отдав приказ отрубить голову хуннскому послу, приехавшему к нему, Уцзуту кюн-бий как бы объявил войну антикитайскому Чжич-жи-шанюю в Восточном Тенир-Тоо. В 48 году до нашей эры Чжичжи-шанюй, использовавший кыргызскую страну в Восточном Тенир- Too , как свой плацдарм, отправился в поход против усуней, но лютая зима, снежные бури уничтожают в пути большинство его воинов, и с оставшимся 3 тыс. он доходит до Кангюйского государства. В 42 году до нашей эры Чжичжи-шанюй при поддержке кангюйского войска вошёл со стороны Таласа и захватил Исык-Кулскую долину, полностью разгромив при этом город Чигу. Усуни, бежали с насиженных мест, спасаясь в вост. регионах. В 36 году до нашей эры усуни, поддержанные китайскими войсками, дошли до Таласской долины. В Таласском сражении был убит Чжичжи-шанюй, а сев. хунны были разгромлены. Усуни восстановили независимость своего государства и свою территориальную целостность. Но это ппродолжалось до формирования империи гуннов. Усуни отправились в поход вместе с гуннами. А та часть уйсуней которая осталась на месте, подверглась почти полному истреблению или ассимиляции пришедшими сюда из Китая тюрками Ашина.
*****
Енисейские кыргызы племена близкие усуням. Упоминания о кыргызах на Алтае и Енисее появляются в летописных источниках в период завоевания хунну. Предками кыргызов были представители древней культуры Чаатас. В китайских источниках времён правления династии Тан приводится описание кыргызов, проживающих на берегах Енисея. Это высокие люди с рыжими волосами, белой кожей и зелёными глазами. Майкл Дромпп пишет: “В связи с внешностью енисейских кыргызов, определенное число исследователей было склонно видеть в ранних кыргызах нетюркский, или, по крайней мере, этнически смешанный народ со значительным нетюркским компонентом. Многие ученые поддержали эту идею, после обнаружения слов, которые они посчитали нетюркскими (особенно самодийскими), среди кыргызских слов, сохраненных в китайских источниках”.
Уже в V веке нашей эры начинается покорение территорий Алтая и Енисея тюркскими племенами. Земли енисейских кыргызов оказываются под властью жужаней, а затем Тюрского и Уйгурского каганатов. Исконные особенности внешности и уклад жизни сменялись новыми принципами, которых требовали государства, созданные на землях у Енисея. Кыргызы стали тюркоязычным народом.