Генрих Шлиман был великий лгун. О себе он рассказывал много сказок, например, что он был на приеме у президента США и выступал в Конгрессе, чего в действительности не было. В реальности даже неизвестно был ли он сыном немецкого пастора Шлимана, ведь важнейшим моментом его биографии является сказка о том, как он чудом выжил после кораблекрушения у берегов Америки. Именно там он получил документы на имя Генриха Шлимана выданные ему с данными о нём записанными с его слов.
Вернувшись из Америки в Европу, этот человек, по документам Генрих Шлиман, обосновался в Голландии, а не в “родной” Германии. Потом он занялся коммерцией в России. Оказалось, что он хорошо знает русский язык.
Шлиман в России стал поставщиком пороха во время русско-турецкой войны, директором Императорского банка и почетным гражданином Санкт-Петербурга. Раскрутиться ему помогло то, что в то время поставлять из Европы компонент пороха – селитру – в Россию запрещалось, но Шлиман ведь покупал селитру для себя, а то, что потом перепродавал её военному ведомству никого не заинтересовало.
Нажив богатство в России Шлиман занялся “археологией” вылившейся в длинную цепь находок золотых кладов. За двадцать лет “археологической” деятельности Шлиман нашел 129 золотых кладов (один клад каждые 1,5-2 месяца!). Началась эта история открытия золотых кладов с раскопок “Трои”, точнее холма Гиссарлык, где Фрэнк Калверт предположил расположение этого города. 14 июня 1873 года Шлиман “нашёл” в “Трое” “клад Приама”. А уже в 1876 году он в Микенах “нашел” пять гробниц с массой драгоценностей.
Шлиман утверждал, что обнаружил “клад Приама” 14 июня 1873 года, за сутки до запланированного отъезда. Однако изучение дневников Шлимана и материалов прессы показывает, что ни его самого, ни его жены в Гиссарлыке в момент находки не было. София жила в Париже, а в “Трое” в это время экспедиция уже не работала.
Шлиман описал, как его жена София “пронесла троянские сокровища в корзинке с овощами через турецкие таможенные посты”. Но Берлинский музей, которому подарил Шлиман “Клад Приама” хранил его в трех ящиках, чтобы поднять каждый их них приходилось задействовать двух грузчиков.
“Клад Приама” находился в серебряном двуручном сосуде, и состоял из 8700 изделий из золота. Это разные золотые бусины: мелкий бисер, тонкие трубочки, бусинки с расплющенными лопастями. Флакон весом 403 г, кубок (200 грамм), ладьеобразный кубок (601 грамм), диадемы, цепочки, браслеты, перстни, пуговицы. Плюс посуда из меди, серебра, электра, предметы из слоновой кости и полудрагоценных камней. Кроме золотых вещей, в “Трое” были найдены кости овец, быков, коз, коров, свиней и лошадей, оленей и зайцев, а также хлебные зерна, горох, бобы, каменные топоры, многочисленные глиняные сосуды. Также в кладе находились очень красивые и уникальные для этого региона топоры-молоты.
Международная комиссия археологов обследовавшая “клад Приама” определила, что большинство из них созданы с применением высокотвердых инструментов и мощной оптики. Повторная экспертиза, проведенная учеными в 1994 году, выводы предшественников подтвердила. Вообще известно, что Шлиман вел переговоры с ювелирами, предлагая им изготовить якобы копии, якобы найденных им “античных” золотых украшений. Шлиман писал: “Ювелир должен хорошо разбираться в древностях, и он должен обещать не ставить своего клейма на копиях. Нужно выбрать человека, который меня не предаст и возьмет за работу приемлемую цену”. На что агент – некто Борэн – отвечал, что он “не желает брать на себя никакой ответственности за такое сомнительное дело”.
Клад Приама – подделка. Единственная тайна этого клада – где изготовили эти предметы, в Греции или Париже.
Не сумев продать клад музеям ни одной страны, Шлиман подарил его городу Берлину, за что получил статус его почетного гражданина. Но золотые клады “найденные” в Греции после троянских раскопок Шллиман сбыл любителям древностей более удачно.
В 1890 году Генрих Шлиман умер от воспаления мозга, и находки золотых кладов в Греции прекратились.
Pingback: Удревнители «истории африканского происхождения человека» — Вокруг Света