Швейцарский историк искусства Генри Стирлин пришел к выводу о том, что знаменитому бюсту египетской царицы Нефертити менее 100 лет. Это он описал в книге “Le Buste de Nefertiti – une Imposture de l’Egyptologie?” (“Бюст Нефертити – египтологическое надувательство?”)
Сейчас бюст выставлен в Берлине. В Берлинский музей он поступил от Людвига Борхардта, немецкого археолога, яко бы обнаружившего этот скульптурный портрет Нефертити в 1912 году в ходе раскопок в Амарне.
Бюст до 1924 года находился у археолога дома, в его гостиной и лишь затем был передан в Берлинский музей. Известно, что поклонником этого артефакта являлся и Адольф Гитлер, называвший его “уникальным шедевром” и “подлинным сокровищем”.
theguardian
Впрочем оценить возраст всё же можно, сам же Стирлин указывает, что гранитный бюст Нефертити находившийся в более благоприятных условиях явно несет на себе следы разрушающего времени, а наш самый знаменитый известняковый, покрытый гипсом, бюст якобы пролежавший 3 тысячи лет в песке в 150 метрах от Нила, и неоднократно заливавшемся при разливах Нила, вообще не имеет следов контакта с грунтом.
Гранитный бюст.
Известняковый бюст.
Кроме того, оказывается, что когда с помощью компьютерной томографии были сделаны объемные модели внутренней части известняковрй скульптуры оказалось, имелся многослойный технологический процесс, когда художник на известняковой основе гипсом создает идеальную форму. В древности такой технологии не было.
С помощью томографии выяснилось, что поверхность левого и правого глаза изначально обработаны по-разному: у левого глаза плоская поверхность, у правого — выпуклая. Таким образом, стало понятно, что левый глаз не утерян – его никогда в глазнице не было. Тутмос изваял одноглазую красавицу. Возможно ли такое в Древнем Египте? Правое ухо оказалось больше левого за счет мочки с отверстием для серьги; у левого уха мочка почти отсутствует. Уши поврреждены на стадии каменной заготовки.
В книге Стирлин утверждает, что бюст изначально был создан для того, чтобы опробовать древние краски, привезённые с раскопок. Бюст Нефертити был изготовлен скульптором Герхардом Марксом (Gerhard Marcks) по заказу Людвига Борхардта. Однако когда “красоту шедевра» оценил прусский принц Иоганн Георг, Борхардт «не осмелился позволить своему гостю выглядеть глупо» и сделал вид, будто это действительно древняя скульптура – так в 1924 году Нефертити попала в Берлинский музей.
Если посмотреть на скульптуру без священного трепета, становится ясно, что это кич, базарная матрешка.
Надо ещё знать, что Нефертити – жена Эхнатона и мачеха Тутанхамона но только в измышлениях как бы историков. Но усыпальница “великой женщины” не найдена! Более того, нет никаких упоминаний о её смерти! Любые упоминания после 12 лет правления Эхнатона отсутствуют! Почему?
Чтобы как-то притянуть свои измышления к фактам как бы историки ad hoc измыслили, что она якобы взяла себе другое имя. Только некоторые адекватно мыслящие историки полагают, что роль этой женщины преувеличена, и она, вообще, никогда и не была женой Эхнатона! А преувеличение роли этой женщины идет как раз от растиражированного изображения Нефертити. Вывод ряда ученых таков: мы ничего не знаем о судьбе Нефертити просто потому, что она вовсе не была важной персоной в Египте.