Бакшай, Ахуново, Аркаим, Синташта

Раскопки на Южном Урале древних поселений Учалинского района Башкортостана Бакшая и Ахуново показали, что они предшественники Аркаима.

http://www.edinomir.ru/photo/original/2009_08_20_bakshay1.JPG
Древнее поселение арьев Бакшай обнаружили в результате космической съемки в 1956 году около деревни Ново-Байрамгулово. В 1998-м был расшифрован скрытый в нем круг. В 2004 году началось археологическое исследование объекта. Начальником экспедиции стал кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России ВЭГУ, специалист по сарматской культуре, ведущий археолог республики Виталий Федоров.

Летом 2006 года на российском семинаре “Астрономическое и мировоззренческое содержание археологических памятников Южного Урала” Виталием Федоровым и научным сотрудником отдела археологии Национального музея РБ Яниной Рафиковой были представлены предварительные результаты начатого исследования. Авторы доклада высказали предположение о значительном возрасте памятника, а также о его культовом предназначении.

Центром Бакшая является “народный календарь”. Он представляет собой астрономическую обсерваторию в форме правильного круга около ста метров диаметром. Окружность просматривается с вершины горы – трава на ней растет по-особому. Это своеобразный Учалинский Стоунхендж.
Бакшай, по утверждениям археологов и ученых, – это культовое святилище и археоастрономический памятник одновременно. Место расположения своего поселения и “календаря” арии выбрали не случайно. Это своеобразное междуречье, где сливаются реки Урал, Миндяк и ручей Бакшай. Поляна, которую облюбовали арии диаметром около километра, окаймленная грядой гор. Это прекрасное “придомное” пастбище, место для выгона скота – коров, овец. Арии активно занимались скотоводством, земледелием.
Бакшай – это мини-Аркаим! Менгиров, точек наблюдения на святилище в настоящее время нет, поскольку поле было неоднократно распахано. Правда, местные механизаторы вспоминают про какие-то камни, которые были убраны во время пахоты. Найдены рвы глубиной от 40 до 80 сантиметров, следующие по окружности святилища. Арии вырыли глубокий круг, “разорвали” его с четырех сторон, а на разрывах поставили камни, обозначив таким образом крест. Посреди первого разрыва рва – входа в круг – был поставлен большой обработанный камень. Были обнаружены также столбовые ямки – по обе стороны от “входа” когда-то были вкопаны четыре мощных столба – ямки достаточно глубокие. Вход в древний храм ориентирован на северо-восток, причем точно на вершину горы Беркут-оя, за которой точно в день летнего солнцестояния – 22 июня – восходит солнце. Если провести прямую линию от открытого входа через предполагаемую территорию памятника, то она укажет на гору Янтык-Баш. Горы для людей всегда были священными. Поднимаясь на них, древние арии (именно так сегодня их именуют ученые) полагали, что становились ближе к небу.
Для “аборигенов” главным культовым местом поклонения была гора Иремель, и наоборот они остерегаются горы Беркут-оя, считают, что она обладает недоброй силой.
Археологи предполагают: со временем будут откопаны и остальные три символических входа в древний храм.
Предметы, найденные сверху, принадлежат эпохе бронзы. А в нижних слоях обнаружились предметы гораздо более ранние, каменного века. Найдены также очень мощные золистые прослойки – древние люди выгребали золу из очагов, чистили жилища. Если древнему поселению порядка 12 тысяч лет, то святилищу – около пяти тысяч. Его точный возраст предстоит еще определить. Но одно ясно: Учалинская “народная обсерватория” сооружена гораздо раньше Аркаима! По словам начальника экспедиции Янины Рафиковой – на тысячу лет.

http://nata-chelny.ru/netcat_files/Image/0994927001312460794.jpg
В селе Ахуново есть менгиры рставшиеся от древней обсерватории. В святилище был найден бронзовый медальон, изображающий крест в круге – древнейший солярный знак, обозначающий четыре главные солнечные даты в году, годовой солнцеворот. На вершине горы, что расположена от Ахуново в 12 километрах, ариями выдолблен в скальной породе круг диаметром шесть метров с ямой посередине. Интересно, что до нашего времени дошло старинное название села Учалы как Митряево, происхождение которого покрыто глубокой тайной. Может быть оно связано с культом древнеарийского Бога Солнца – Митры.

http://hroniki-mira.com/wp-content/uploads/2013/11/Arkaim-hroniki-mira.com_-225x300.jpg
Аркаим
С момента открытия городища Аркаим в степном Зауралье прошло более двадцати лет. За это время для охраны Аркаима, многих других памятников древности и исторических природных ландшафтов возник заповедник. У его границ создан мощный научно-исследовательский, образовательный и культурно-просветительный комплекс; развернулись работы государственного учреждения культуры — Историко-культурного заповедника областного значения «Аркаим». В основе его исследований — комплексный подход к изучению древности во взаимосвязи природных систем и человеческих обществ.

Топоним «Аркаим» происходит от тюркского «арка» — «хребет», «спина», «основа»
Аркаим — укреплённое поселение эпохи средней бронзы рубежа III—II тыс. до н. э., расположено на возвышенном мысе, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утяганка, в 8 км к северу от посёлка Амурский Брединского района и 2 км к юго-востоку от посёлка Александровского Кизильского района Челябинской области. Памятник отличается уникальной сохранностью оборонительных сооружений, наличием синхронных могильников и целостностью исторического ландшафта.

Аркаим был обнаружен в июне 1987 года отрядом Урало-Казахстанской археологической экспедиции, состоявшей из двух археологов (С. Г. Боталова и В. О. Мосина), нескольких студентов археологической направленности и нескольких школьников из соответствующих кружков. Причиной начала археологического обследования территории послужила необходимость строить Больше-Караганское водохранилище для нужд Большекараганской межхозяйственной оросительной системы, для обеспечения водой сельскохозяйственных районов области. Всего в нескольких километрах от экспедиционного лагеря школьники обнаружили характерные рельефы местности.
В соответствии с планом строительства все археологические объекты, расположенные в зоне строительства, должны были затопить, но благодаря активной позиции директора Эрмитажа академика Б. Б. Пиотровского, председателя Президиума Уральского отделения АН СССР академика Г. А. Месяца и ряда специалистов-археологов удалось отстоять памятник.
В апреле 1992 года территория (3300 га) с находящимся на ней поселением была выделена Советом Министров РФ под организацию экспериментального природно-ландшафтного и историко-археологического заповедника — филиала Ильменского государственного заповедника имени В. И. Ленина.
Памятник состоит из укреплённого города, двух некрополей и останков древних пастбищ (загонов). Город радиальной схемы сделан из двух круговых стен, одна из которых окружена другой. К обеим кольцевым стенам пристроены помещения, имеющие формы кругового сектора. По сути, город представлял собой крепость, состоящую из двух «многоквартирных» домов. В этом городе жили и работали люди, а животные паслись за пределами города, в том числе и в специальных загонах.
Кольцевые стены и стены жилищ сделаны из брёвен, забитых глиной, и высушенных (необожжённых) глиняных кирпичей. Площадь помещений, расположенных во внутренней кольцевой стене около 100 м?, а внутри внешней кольцевой стены — примерно 18 м?. Различаются помещения личного и общественного пользования, жилые и мастерские. В некоторых помещениях обнаружены не только гончарные мастерские, но и металлургическое производство.
В центре города была площадь. Между стенами была кольцевая дорога, от этой дороги к центральной площади ведут прямые улицы. Также в городе имелась ливневая канализация с отводом воды за пределы города.  Неизвестно, сколько просуществовал город. В нём произошёл пожар и город выгорел.
По найденным в могильниках черепам был восстановлен облик жителей Аркаима, оказавшихся европеоидами. Антропологические реконструкции мужчины и женщины выставлены в Челябинском областном краеведческом музее и Музее природы и человека заповедника «Аркаим».

*************

С раскопок поселения Левобережное (Синташта II, Комсомольское) в Брединском районе Челябинской области. Уже второй год этот археологический памятник является единственным поселением так называемой «Страны городов» эпохи бронзы, на котором проводятся археологические раскопки.

Активное участие в организации и проведении работ нашего отряда археологической экспедиции Челябинского государственного историко-культурного заповедника “Аркаим” приняли: заведующая отделом археологии УНЦ ЧелГУ Наталья Батанина, хранитель фондов музея заповедника Надежда Малая, а также студенты 4 курса историко-филологического факультета ЧелГУ Николай Петров и Людмила Боронина. На базе полевого отряда проходили летнюю полевую практику студенты экологического факультета ЧелГУ (руководители Анна Плаксина и Лада Маркова) и обучались в летней полевой школе юные археологи из клуба «Формика» (руководитель Сергей Марков). В работе отряда приняли участие многочисленные волонтеры из разных городов Урала, а также  специалисты Заповедника «Аркаим», ЧелГУ, Института геофизики УрО РАН и Питсбурского университета. Серьезную помощь работе отряда оказывала администрация поселка Комсомольский, Комсомольская средняя школа и агрофирма «Комсомольский».


В южной части поселения был полностью выполнен и затем рекультивирован раскоп площадью 192 кв. м, для уточнения границ памятника было заложено 8 шурфов, всего на памятнике в этом году было вскрыто 200 кв. м, как правило, очень непростого для раскопок, сильно засоленного твердого грунта.

По итогам проведенных раскопок, дополнительной тахеометрической съемки и новых геофизических исследований была уточнена структура археологического памятника, выявлены остатки древнего жилища на участке, который ранее считался уничтоженным, и еще одного жилища за пределами внешнего рва и обводной стены поселения. К западу и частично к северу от поселения непосредственно за его стенами обнаружены довольно протяженные участки со следами древней хозяйственной деятельности, в том числе связанные с металлургическим процессом, выполнявшимся на раннем, синташтинско-петровском этапе существования поселения.
К этому же этапу истории памятника был отнесен исследованный раскопом фрагмент внешнего рва поселения. Ров имел глубину в материковом грунте более полутора метров и ширину по верхним очертаниям около трех метров. В нижней части рва обнаружены многочисленные углистые прослойки, вероятно, связанные с происходившим на поселении пожаром или пожарами. Аналогичные углистые слои были зафиксированы в нижней части заполнения исследованных на территории древнего жилища ранних хозяйственных ям. Основное заполнение рва образовано завалом обрушенной в него части внешней обводной стены и перекрывающим ее слоем мощного зольника. Вероятно, на поздних этапах существования памятника сюда выгребали золу из очагов и печей.

Располагавшаяся за рвом на раннем этапе существования поселения обводная стена оказалась полностью разобранной на этом участке памятника еще в древности. Вероятно, это произошло в черкаскульско-межовский период истории поселения. Судя по фрагментам рядов неглубоких столбовых ямок, на месте бывшего расположения стены были возведены какие-то хозяйственные постройки.
К северу от рва раскопом была исследована значительная часть поврежденного песчаным карьером котлована крупного жилища эпохи бронзы, углубленного в материковый грунт на глубину до одного метра.  Жилище имело подпрямоугольную форму и было вытянуто в субмеридиональном направлении. Судя по остаткам строительных конструкций, оно было построено в традиции каркасно-столбовой архитектуры; по меньшей мере один ряд деревянных столбов вдоль края котлована составлял основу его стен, а два параллельных ряда столбов в центральной части жилища поддерживали кровлю. Данная архитектурная традиция в степном Зауралье фиксируется начиная с синташтинской культуры у целого ряда археологических культур эпохи бронзы (петровская, срубная, алакульская, черкаскульская). В центральной части жилища были исследованы очаги двух типов – каменные выкладки и немного углубленные в материковый грунт основания грунтовых очаговых конструкций.


Вдоль западной стены на уровне пола жилища были обнаружены развалы и крупные фрагменты более чем десяти сосудов раннесрубного и черкаскульского, а также черкаскульско-межовского облика. Вероятно, именно с этими культурами было связано основное функционирование исследованной жилищной конструкции.


Обнаруженные в заполнении котлована жилища довольно многочисленные фрагменты керамики синташтинского, петровского и раннеалакульского времени залегали в верхней части этого заполнения и имели, судя по всему, переотложенный характер. Вероятно, исследованное жилище было сооружено на месте более раннего синташтинского или синташтинско-петровского жилого сооружения; при этом за счет более глубокого котлована оно в основном разрушило остатки конструкций своего предшественника.


С ранним синташтинским или синташтинско-петровским периодом существования поселения мы можем связывать исследованный раскопом внешний ров, две хозяйственные ямы у западного края жилища и колодец, обнаруженный и раскопанный к югу от жилища, там, где оно смыкалось в древности с внешней обводной стеной. В заполнении всех этих сооружений были обнаружены только ранние материалы, раннюю позицию одной из этих ям убедительно подтверждает стратиграфическая ситуация, вторая яма могла использоваться для деятельности, связанной с технологией металлургического процесса, в ее заполнении найдены многочисленные крупные фрагменты шлаковых лепешек, ошлакованная синташтинская керамика и развал, возможно, еще более раннего керамического сосуда.


Исследованный колодец находился в той части раскопа, где песчаный карьер срезал до полуметра массив материкового грунта, в котором и располагалась несохранившаяся верхняя часть колодца. Судя по всему, изначально колодец имел глубину около 2,6 м, но до нашего времени он сохранился только в своей средней и нижней части на два с небольшим метра от уровня дна. Колодец представляет собой углубление в материковом грунте почти правильной округлой формы диаметром до 0,8 м с практически вертикальными стенками. Его заполнение почти однородным темным гумусированным грунтом с отдельными угольками, костями животных и фрагментами керамики синташтинского и петровского времени, при этом практически без материковых затеков, говорит о том, что он был сознательно засыпан, а не разрушался естественным путем. Нижняя часть колодца на 70 см углублена в современный водоносный слой и заканчивается существенно более плотным дном, на котором был обнаружен развал интересного сосуда баночного типа.




Полученная в ходе исследований поселения коллекция насчитывает в этом полевом сезоне 1122 единицы хранения. Она оказалась существенно насыщеннее и интереснее, чем коллекция по результатам исследований прошлого года, в ней гораздо больше развалов и крупных фрагментов сосудов, фрагментов металлургического шлака, галечных лощил, каменных макроорудий, сплесков и черновых слиточков меди и бронзы; впервые присутствуют многочисленные фрагменты медной руды (малахита) и готовые бронзовые изделия (рыболовный крючок и металлический стержень).

Наиболее яркие материалы из этой коллекции уже представлены на выставке в музее Заповедника «Аркаим». Ее открытие в течение буквально нескольких дней после завершения работы полевого отряда стало возможным благодаря напряженной работе хранителя фондов заповедника Надежды Малой и главного хранителя фондов Натальи Татаринцевой.



В окрестностях поселения под руководством Натальи Батаниной была проведена археологическая разведка, в результате которой были выявлены и обследованы новые многочисленные памятники  разных эпох, в том числе курганные могильники и новое поселение эпохи бронзы, в шурфе на площадке которого был найден крупный фрагмент сосуда алакульско-федоровского облика.

Авеста и Ригведа возникшие на Южном Урале позднее были привнесены в Индию, Иран и другие места.

1 Комментарий

  1. Pingback: Иллюзорная реальность истории России — Вокруг Света

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
30 − 10 =