В письме Михаила Васильевича Ломоносова Леонарду Эйлеру повествуется о молекулярной структуре вещества и причине гравитации.
Ломоносов, например, об имеющихся теориях строении вещества пишет:
- Хотя все это, т. е. всю систему корпускулярной философии, мог бы я опубликовать, однако боюсь: может показаться, что даю ученому миру незрелый плод скороспелого ума, если я выскажу много нового, что по большей части противоположно взглядам, принятым великими мужами…
Но самое интересное в этом письме то, что Ломоносов отвергает теорию тяготения Ньютона! Ломоносов пишет:
- Поэтому необходимо, насколько это требуется нашим вопросом, сказать кое-что и о причине тяжести… Она, конечно, может возникать или от толчка, или от чистого притяжения. Но наиболее вероятно, что тела приходят в движение от толчка; чистое притяжение находится под вопросом, и есть всякие доказательства, его вообще отрицающие…
Обоснование невозможности существования притяжения как какой-то силы заложенной в самом веществе треть текста, после чего следуют выводы:
- Итак, чистого притяжения нет, и, следовательно, тяжесть тел происходит от толчка извне, поэтому должна существовать материя, побуждающая тела двигаться к центру Земли. В тяжелых телах тяжелы мельчайшие частички, следовательно, она действует даже на малейшие частички, свободно проникает в самые узкие поры, и, следовательно, она очень тонка… Так как тяжелые тела, заключенные в толстые стены и помещенные в каменные погреба, ничуть не теряют в весе, то ясно, что материя тяжести не задерживается порами тел, всегда двигается с одинаковой скоростью и действует на отдельные корпускулы с той же стремительностью…
- Она может действовать на частички тела, только ударяя в них, что возможно только в том случае, если они оказывают ей сопротивление, т. е. противопоставляют бока свои, для нее непроницаемые; из этого следует, что должны существовать частички тяжелых тел, непроницаемые для материи тяжести, которая действует на их поверхность.
- Если же решим, что удельный вес тела различается по величине поверхностей, противопоставляемых корпускулами веществу тяжести, то не только уничтожатся все эти вышеупомянутые трудности, но и откроется широкий простор для лучшего объяснения многих явлений, а также для исследования природы мельчайших корпускул. Если, по сказанному выше, допустить, что сумма поверхностей корпускул золота почти в 20 раз больше, чем сумма поверхностей корпускул воды в том же объеме, то золото будет, при той же плотности материи, в 20 раз тяжелее воды.
(Это идея Ломоносова, – вес тела определяется площадью поверхности его молекул.)