Бонобо – писатели

В городе Де-Мойне, штат Айова, есть исследовательский центр. В программах центра задействованы карликовые шимпанзе (бонобо). Одну из этих обезьян звали Матата.

Обезьяна бонобо (CC) Wikimedia, Natataek at English Wikivoyage

Обезьяна бонобо (CC) Wikimedia, Natataek at English Wikivoyage

В рамках исследовательской программы ученые, среди которых была психолог Сью Сэведж-Рамбо, пытались обучить эту Матату человеческому языку. Прежде всего, обезьяна должна была научиться на слух различать человеческую речь и понимать значения произносимых человеком слов. Произносить человеческие слова шимпанзе не могут в принципе в силу особенностей строения своего голосового аппарата. Поэтому в качестве обратной коммуникации – от обезьяны к человеку, были выбраны лексиграммы. (Лексиграммы – это просто различные символы. Каждый символ обозначает предмет или действие. Причем есть обязательное условие: символ не должен быть похожим на предмет, который он обозначает.) Отвечать человеку Матата могла путем указания пальцем на соответствующие словам лексиграммы, изображенные на бумаге, либо выведенные на специальный экран.

Сначала процесс обучения шел даже лучше, чем ожидалось. Матата уже могла на слух распознавать и понимать значения сотен человеческих слов. Для ответа она училась использовать десятки лексиграмм. Но постепенно процесс обучения начал терять темп. А потом и вовсе застопорился. Матата с каждым днем становилась все более вялой и грустной. Она начала тосковать. Сью Сэведж-Рамбо обратила внимание, что при общении Матата стала эмоциональней реагировать на слова и фразы, связанные с детством и материнством. Сью поняла, что к жуткой тоске Матату привел нереализованный материнский инстинкт. Забеременеть она не могла – ведь, как и многие другие задействованные в исследованиях самки приматов, Матата была в юном возрасте стерилизована.

И тогда Сью едет в Атланту, в расположенный центр приматов Йеркса, и берет там недавно родившегося у пары обезьян Лорел и Босанджо детеныша. Малыша назвали Канзи.

Матата сразу же принимает Канзи как родного. Ее тоска мгновенно проходит. Теперь она более, чем счастлива, и не отходит от маленького Канзи ни на минуту. Но появляется другая проблема – без своего приемного сына Матата наотрез отказывается посещать языковые занятия. Сью уговаривает команду разрешить маленькому Канзи присутствовать на уроках.

На какое-то время обстановка стабилизируется. Матата посещает занятия вместе с приемным детенышем. Может быть и без прежнего рвения, периодически отвлекаясь на своего ставшего уже родным Канзи, но она продолжает учиться, и ее словарный запас со временем почти удваивается.

Обезьяна учится изъясняться, подбирая нужные слова-лексиграммы. Тем не менее, складывать слова в осмысленные предложения Матата так и не научилась.

И вот однажды, во время паузы между занятиями, Матата ненадолго отлучилась, и Канзи остался один на один с лексиграммами. Доктор Сью не могла поверить своим глазам. Как-бы с усмешкой поглядывая на Сью, юный Канзи последовательно указывал пальцем на лексиграммы. При этом обозначенные лексиграммами слова складывались в разумные предложения!

Подросток шимпанзе фактически самостоятельно, безо всякой стимуляции, научился доносить мысли словами, составляя из лексиграмм предложения.

Члены команды ученых были поражены. Ведь проведенные в срочном порядке исследования когнитивных способностей Канзи показали, что он значительно опережал Матату. Его развитие не уступало среднему уровню развития трехлетнего человеческого ребенка!

Сейчас Канзи уже за сорок. Он может распознавать на слух и понимать значения более двух тысяч слов, произносимых человеком, и до сих пор продолжает учиться. А чтобы донести свои мысли, Канзи составляет вполне разумные предложения, подбирая нужные из сотен слов, представленных знакомыми ему лексиграммами.

Вместе с Канзи учится его родная сестра Панбаниша, которую после внезапного проявления гения Канзи тоже отобрали у Лорел и Босанджо из центра приматов Йеркса. В программе участвует также маленький Ньота – племянник Канзи и Панбаниши.

По результатам своих исследований Сью Сэведж-Рамбо опубликовала ряд статей в самых серьезных научных журналах. Она стала очень известным и титулованным приматологом.

В качестве соавторов одной из научных статей указаны Канзи, его отличница сестра Панбаниша, и пока еще маленький, но уже прилежный ученик Ньота.

Такое решение Сью приняла в знак благодарности и в качестве признания огромной роли этих талантливых обезьян в ее научной карьере.

#

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
11 − 5 =