О “сверхсветовой” скорости фотонов в одном из экспериментов Николая Басова

В 1966 году в лаборатории специалиста в области лазеров Николая Басова мудрили с придуманном там «усилителем лазерного излучения». Замысел усиления покоился на представлении о фотонах как о волнах неизвестно чего в чём. «Усилителем» должен был быть такой же рубиновый лазер, как и источник фотонов, но с торцами не имеющими зеркального покрытия. В этом «усилителе» обычными лампами, при включении всей установки, накачивались фотоны, с которыми должны были взаимодействовать когерентные фотоны пришедшие от лазера. При взаимодействии когерентных и обычных фотонов предполагалась возможность сжатия излучаемого импульса. Вообще-то если бы фотоны взаимодействовали так просто как представляют себе адепты волновой теории фотонов, то они бы не могли бы нести информацию об излучивших их объектах не только на миллиарды парсек, но даже на несколько метров. То есть, идея усилителя была изначально провальная. Но вот при проверке его работоспособности выявился эффект, который породил много идиотических теорий.

Необъяснимый эксперимент Басова

«Усилитель» находился на расстоянии около 2.5 м от рубинового лазера-генератора на одном из двух путей движения фотонов. На втором пути усилителя не было. Лазерный импульс, расщепленный на два, попадал на свой фотодетектор, сигналы, с которых подавались на скоростной двухканальный осциллограф. При выключенном усилителе, то есть при отключенных лампах его накачки, согласовывали задержки в электрических трактах двух каналов так, чтобы на экране осциллографа оба всплеска фототока происходили синхронно. А потом – повторяли опыт при включённом усилителе. И оказывалось, что всплеск фототока от импульса, проходившего через усилитель, теперь опережал во времени другой всплеск, который служил опорным. Величина этого опережения была очень велика. Авторы работы посчитали, что если допустить ситуацию, при которой лазерный импульс проходил бы по включённому усилителю мгновенно, то даже тогда выигрыш во времени составил бы всего около 1.6 наносекунды. А осциллограф чётко показывал: не 1.6, а целых 9 наносекунд! Проще говоря, регистрируемый от «усилителя» импульс не имел никакого отношения к импульсу от основного лазера приходившего в обычное время и, понятное дело, без всякого усиления.
Объяснение эксперимента элементарно: таинственный для как бы учёных импульс выдавал сам усилитель, срабатывавший как обычный лазер под действием своих ламп накачки. Конечно, мощность его излучения была меньше мощности основного лазера, но рубин в нём был такой же, как и в основном и имел те же свойства генерировать лазерное излучение.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
20 − 9 =