Храм на западе Ирана V тысячелетия до нашей эры

Abbas Moghaddam / Archaeological Research in Asia, 2021
Abbas Moghaddam / Archaeological Research in Asia, 2021

Один из древнейших храмов Ирана идентифицировали местные археологи в остатках сооружений, раскопанных в доисторическом поселении Толе Чега Софла на юго-западе страны. Культовый центр существовал в конце V тысячелетия до нашей эры, в эпоху энеолита. О результатах его исследования сообщает статья в журнале Archaeological Research in Asia.

Остатки поселения Толе Чега Софла были найдены в долине реки Зохре к югу от города Бехбехан в остане (провинции) Хузестан.

Хузестан — Википедия
Выделен Хузестан.

В долине реки Зохре ученым известно несколько поселений этого периода. Первоначальные раскопки показали, что памятник состоит из двух четко разделяемых участков: собственно поселения (его остатки скрыты под несколькими холмами) и расположенного к юг-западу от него большого некрополя. Большинство погребений оказались устроены в кирпичных или каменных прямоугольных камерах, несколько могил представляют собой ингумации непосредственно в грунт. Почти все захоронения ориентированы с юго-востока на северо-запад. Гробницы были групповыми: в одной из девяти исследованных усыпальниц археологи, основываясь на количестве черепов, насчитали 52 погребенных. Некоторые черепа несут явные признаки деформации, возможно, связанные со статусом покойных. Во всех раскопанных гробницах присутствовал погребальный инвентарь: каменные и расписные керамические сосуды, печати, медные бусины и диски, а в одном случае — даже несколько мелких золотых изделий. Некрополь Толе Чега Софла датируется концом V — началом IV тысячелетий до нашей эры. (То есть эта развитая культура более чем на тысячелетие старше Древнего Египта, а её культовые сооружения соответствует по времени подобным сооружениям Аравии.)

В 2019 году археологи под руководством Аббаса Мохаддама (Abbas Moghaddam) из Иранского центра археологических исследований начали раскопки в северо-восточной части Толе Чега Софла, где геофизическая съемка показала наличие крупного сооружения. Оно оказалось постройкой из крупного (68 × 32 × 8 сантиметров) кирпича с мощными — около метра толщиной — стенами и в плане напоминало букву Н размерами около 3,7 × 3,0 метра. Ученые предположили, что назначение этой архитектурной конструкции было культовым, и последующие раскопки подтвердили их гипотезу. Рядом с Н-образным зданием обнаружились остатки круглого кирпичного сооружения, напоминающего алтарь. Обе постройки возведены на каменном основании. Вероятнее всего, здесь в конце V тысячелетия до нашей эры находился архаичный храм.

К западу от него археологи расчистили глинобитную платформу с углублением, в котором слоями были уложены известняковые конические стелы. По-видимому, эти предметы носили вотивный характер, то есть их приносили в святилище по обету. Всего в найденном хранилище ученые насчитали 71 стелу. Большая часть их сохранилась полностью, повреждены лишь те стелы, которые лежали в нижнем слое, под грузом вышележащих памятников. Средняя высота стел составляет 55 сантиметров при ширине около 22 и толщине около четырех сантиметров. Почти все они, за небольшим исключением, декорированы. На одних вырезаны силуэты козлов, стоящих головами друг к другу, другие имеют стилизованные антропоморфные черты — воздетые в молитвенной позе руки, изображение лица или просто намеченные углублениями глаза. В сакральный комплекс Толе Чега Софла входили также две неглубокие ямы, заполненные останками жертвенных животных. В каждой из них археологи обнаружили по восемь скелетов самцов домашней козы и, кроме того, в одной яме был также скелет быка. Животные были принесены в жертву в возрасте от 15 до 18 месяцев. Обе ямы соседствуют с небольшими возвышениями, назначение которых в точности неясно. Мохаддам полагает, что на них зажигались ритуальные огни. Еще одной находкой стала яма с керамическими сосудами. По форме и геометрическому орнаменту многие сосуды близки к керамике из других энеолитических поселений западного и юго-западного Ирана (Сузы, Тали Бакун, Толе Нурабад). Ближайшее из них находится примерно в 140 километрах, поэтому можно считать, что аналогичные ритуалы были распространены на большой территории. Мохаддам указывает и на черты сходства, которые связывают погребальную практику и символику на ритуальных сосудах и стелах из Толе Чега Софла и современных ему памятников с более поздними традициями. Кроме того, в Иране до конца IV тысячелетия до нашей эры отсутствуют признаки влияния энеолитических культур Месопотамии — убейдской и урукской. Это позволяет с уверенностью говорить о том, что местные культуры развивалась в русле преемственности вплоть до зарождения первых государственных образований в протоэламский период.

N+1

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × = three