Внешне это искусственный холм высотой 3 м и диаметром около 150 м, окружённый мощным рвом шириной до 30 м, а современная его глубина — 2 м. Таким образом, диаметр сооружения по внешним краям рва колеблется в пределах 200 м.
Детальные исследования этого сооружения, проводившееся с 1997 по 2003 г. экспедицией Волгоградского государственного университета (Скрипкин А.С., Дьяченко А.Н. и др.) совместно с Институтом физико — химических и биологических проблем почвоведения РАН, подтвердили предположения о его культовом назначении. В результате комплексных археологическими исследований учёные высказали ряд предположений по особенностям памятника, о времени его возведения и продолжительности функционирования. Строительство данного сооружения осуществлялось в несколько этапов. Первоначально на площади диаметром около 100 м был срезан гумусный слой, который аккуратно переместили на периферию и уложили на ненарушенную дневную поверхность в виде кольца шириной до 15 м, за этим кольцом начал сооружаться ров. Из верхнего слоя — светло — коричневого суглинка, вынимаемого из рва были изготовлены блоки, затем использованные для возведения в центре специального очага. Большая же часть грунта, первоначально вынутая из рва, была выложена по наружному краю.
Следующий этап связан с возведением очага. Материалом для этого служили выше упомянутые блоки, изготовлявшиеся в простых формах, сделанные из прутьев, отпечатки которых сохранились на поверхности блоков. Своеобразная печь представляла собой круглую конструкцию диаметром до 40 м. высоту её определить трудно, она могла равняться нескольким метрам. Дно и внутренние стены печи предположительно были выложены сепеолитом (минерал класса силикатов, обладающий, как асбест, термоизолирующими качествами), выходы которого имеются в обнажениях близлежащих оврагов. Пространство между внешней стороной стены печи и кольцом, выложенным из гумуса, было заполнено жидкой глиной, а сверху устроен настил из радиально расположенных по отношению к печи стволов деревьев. Печь была заполнена древесиной, доставленной из поймы Дона, и сверху закрыта крупными обломками известняка. После всех этих операций дрова были подожжены. Для поддержания процесса горения в стенке печи, вероятно, были сделаны вентиляционные отверстия. Температура горения в печи, по данным химических анализов шлаков, могла достигать 1100 — 13000С. Как долго функционировала печь, сказать трудно. В 2002 г. при раскопках рва с восточной стороны было выявлено три уровня погребённых почв, свидетельствующих что процессы горения могли охватывать десятки, а возможно, и сотню лет. Но в какой — то период времени печь была развалена. После чего весь этот развал, начиная от внутреннего края рва, был засыпан грунтом, вынутым ранее изо рва. Образовавшейся насыпи была придана определённая форма. Ото рва она круто поднималась вверх, затем шла практически горизонтально дневной поверхности, а в центральной части имела куполообразное возвышение. Затем, после придания сооружению такой формы, вся его поверхность была покрыта щебёнкой из известняка. Таким образом, все сооружение внутри рва приобрело белый цвет чистоты и гармонии.
.
Сложность установления времени возведения исследуемого памятника и соотнесения его с определённой археологической культурой заключалась в том, что в прессе раскопок не были обнаружены предметы, характеризующие эпоху. Отобранные образцы древесного угля для радиоуглеродного датирования были отправлены в лабораторию Института географии РАН; Бета — аналитическую лабораторию университета Аризоны (США); лабораторию радиокарбонатного датирования штат Пенсильвания (США); Потсдам (Германия) и другие. Были получены следующие результаты: три даты пришлись на поздний бронзовый век в пределах XV — XII вв. до н.э. (лаборатории Института географии РАН и университеты США). Почвоведческие исследования так же подтвердили более раннюю дату возведения сооружения у станицы Трехостровской, поскольку характеристики погребённой под ним почвы более соответствуют почвам окрестных курганов, достаточно убедительно датирующимся поздним бронзовым веком.
Сооружение святилища содержит идею известную из зороастризма, по которой священной огонь не может гореть на естественной поверхности земли, между огнём и землёй должен быть алтарь. Возведение насыпи и придание ей белого цвета символизировало завершение борьбы добра со злом, погибающим в огне. Получает объяснение и круглая форма Трехостровского святилища. Круг как один из наиболее распространённых элементов древней символики чаще воплощал идею единства, законченности и высшего совершенства. Поражает объем работ, выполненных при создании сооружения. Только на возведение насыпи требовалось переместить около 25 тыс. куб. м грунта. Кроме того, дополнительные трудовые затраты были необходимы для производства суглинистых блоков, строительства печи или “жерла”, добычи и подвоза дров, воды, заготовки известнякового щебня и т.д. Поэтому не исключено, что данный монумент возводился достаточно долго, возможно, несколько лет. Можно предположить, что возведение этого святилища, кроме отправления традиционного культа, было вызвано и другими практическими целями. Например, как акт закрепления за собой какой — либо группой населения определённой территории. Такой обычай существовал в ведийской Индии, когда считалось, что законное вступление во владение землёй начинается только после возведения алтаря в честь бога Огня.
Проведённое в 2002 г. обследование округи Трехостровского сооружения позволило выявить следы нескольких поселений срубной культуры, которые являются синхронными ему по возрасту.
С.
Координаты 49.206504, 43.893348