Сегодняшний пост познакомит вас с одним из самых необычных и при этом незаслуженно забытых артефактов в экспозиции краеведческого музея в Челябинске – хрустальной булавой, обнаруженной в одном из погребений в окрестностях легендарного Аркаима.
Археологи на раскопе в с.Кизильское. Фото: архив Виноградова Н.Б.
Шар был обнаружен в середине восьмидесятых годов прошлого столетия, выдающимся уральским археологом Стоколосом Владимиром Савельевичем (1930-2013), при раскопках т.н. “Кизильского поселения” – археологического памятника датируемого вторым тысячелетием до нашей эры. Располагается комплекс захоронений в южной части Челябинской области, в пределах т.н. “Аркаимской долины”. Среди типичного археологического материала был обнаружен весьма странный артефакт – навершие в форме шара, выточенного из горного хрусталя.
Хрустальная булава. Фото: архив Виноградова Н. Б.
По сопутствующим находкам и анализу обнаруженных ocтанков, ученые определили, что артефакт был создан древним мастером на рубеже II тысячелетия до нашей эры. До момента находки считалось будто бы тонкая обработка горного хрусталя началась намного позже, так как все остальные предметы из данного минерала представляли собой лишь примитивные и довольно грубые изделия. За весь ХХ век уральскими археологами было выявлено несколько древних стоянок датируемых эпохой неолита, где среди прочего археологического материала было обнаружено множество изделий из горного хрусталя и кварца. Данные материалы использовались человеком ещё со времен палеолита, а с наступлением с наступлением бронзового века хрусталь и кварц и вовсе стали одним из главных материалов при изготовлении сверлящих орудий. Недостатка в кварце на Южном Урале не было. К примеру, среди артефактов обнаруженных на раскопках святилища на озере Большие Аллаки найдено двести восемь изделий из горного хрусталя, а при раскопках стоянки Троицкая I около сотни предметов из данного минерала. Однако, как уже было упомянуто, все эти находки не удивляли ни своей изысканностью, ни техникой исполнения. В основном это подручный простейший инструмент. Так что находка изделия подобного шару-булаве, если конечно же артефакт был местного производства, значительным образом может скорректировать датировку становления камнерезного искусства среди жителей Южного Урала, примерно, на несколько тысяч лет!
Небольшой скол у основания булавы – следы ручной обработки. Фото: архив Виноградова Н. Б.
Погребение, где была обнаружена хрустальная булава, оказалось на редкость бедным. Помимо останков усопшего в захоронении были обнаружены лишь два глиняных сосуда — один в изголовье, другой — в ногах, и всё… никаких сопутствующих археологических находок, коими характерны захоронения той эпохи.
Археологи на раскопе в с.Кизильское. Фото: архив Виноградова Н.Б.
Артефакт представлял собой одноосный шарообразный предмет диаметром 5,7 сантиметров, высотой около 4 сантиметров. В центре шара было проделано сквозное коническое отверстие диаметром в широкой части 1,9 и в узкой 1,1 сантиметр. По всей видимости, отверстие было сделано под древко – деревянной рукояти. Однако вряд ли кто-то ходил в бой с хрустальным шаром, насаженным на древко. Ключевой особенностью являлся внешний облик предмета. Шар был идеально отшлифован, но при этом не отполирован. Подобная особенность давала возможность аккумулировать свет, так что даже при слабом освещении шар начинал сиять тусклым светом, сверкать. Судя по всему, необычная особенность преломлять свет характеризовало находку в качестве объекта ритуального назначения. В древности предмет являлся частью какого-либо культа, то есть имел некий мистический контекст.
Хрустальная булава на стенде в музее. Рядом с интересующим нас экспонатом представлены ещё несколько образцов, обнаруженных в разных погребениях на территории Южного Урала, однако из хрусталя была выполнена лишь одна булава
Однако одним из главных оставался вопрос о том, откуда взялся материал из которого был изготовлен артефакт: был ли он принесён кем-то со стороны или же были использованы местные залежи кварцевых месторождений. Дело в том, что изготовить подобный шар можно было лишь из фрагмента крупного кристалла горного хрусталя, кои довольно редко встречаются близ села Кизильского. Получить ответ на этот вопрос помогла бы химическая экспертиза, однако для этого артефакт надлежало бы просверлить или отпилить от шара небольшой фрагмент, но ввиду того, что булава является частью музейной экспозиции – портить её нельзя. Кстати, автор находки описывал в своих научных работах итоги раскопок нескольких курганов из числа Кизильского поселения, где отмечал многочисленные факты обнаружения изделий из горного хрусталя, только вот представлены находки были в основном в виде отщепов, скребков и прочих предметов, не требующих особых навыков и умений в моменте изготовления. Однако сам факт того, что местные мастера довольно плотно работали с данным материалом, свидетельствует о том, что кто-нибудь из них вполне мог взяться за подобную работу и выточить булаву. Впрочем, отсутствие подобных артефактов в других захоронениях и в целом редко встречающиеся фрагменты горного хрусталя подходящие по размеру под заготовку, позволяют рассуждать о том, что либо материал, либо уже готовый шар-булава были откуда-то привезены.
В настоящее время находка является частью экспозиции челябинского краеведческого музея и представлена на стенде посвященному находкам в Аркаиме