Грузины – народ, относящийся к картвельской языковой семье. В его составе можно выделить следующие заметные этнографические группы: кахетинцы, аджарцы, пшавы , имеретинцы, месхетинцы, хевсуры, гурийцы. А совсем недавно в состав грузин влились мегрелы, сваны и часть лазов.
Но ещё 100 с небольшим лет назад всё было не так. Грузины являлись лишь одной из множества этнических групп, и даже не самой большой, их численность в общем населении не достигала и 30%. А люди, которые сейчас выступают, в лучшем случае, как субэтническая группа грузин, считались вполне себе самостоятельными народами, порой, однозначно разделявшимися друг от друга.
В составе Российской империи конца 19 века, территория, которую мы знаем как Грузинскую ССР, делилась всего на две губернии: Тифлисскую и Кутаисскую.
Нужно отметить, в РИ “Грузия” была немного крупнее, в 1918 году большевики передали Артвинский округ Кутаисской губернии Турции.
Здесь представлены этнографические карты Кутаисской и Тифлисской губерний составленные Елисеем Кондратенко для Императорского Русского Географического Общества, преимущественно, на основе данных Камеральных описаний 1873-1876 гг.
Кутаисская губерния в 1886 году
Лучшая часть Грузии, с превосходными климатическими и природными условиями. Её площадь – 29522 кв. километров, население при этом составляло около 970 тысяч человек.
Как и многие места на Кавказе, Кутаисская губерния ранее была особенно пёстрой этнически.
Основные этнические группы и их примерная численность
Имеретинцы(имеретины) и мегрелы(минглельцы) составляли в Кутаисской губернии около 78% населения. Численность грузин не достигала и 2%.
По Всеросийской переписи 1897 г. губерния уже насчитывала 1,058 млн. населения. При этом доля грузин сильно возросла, до 32,5%, а имеретинцев сильно уменьшилась до 25,6%, доля мегрелов осталась почти без изменения – 22,6%. Здесь из ведомостей впервые исчезают гурийцы и аджарцы – их, как и часть имеретинцев, тоже записывают в грузины.
Тифлисская губерния в 1886 году
Размер этой губернии больше Кутаисской – 44607 кв. километров, население чуть выше 800 тысяч, а его состав на 1886 г. здесь несколько иной.
В тифлисской губернии грузины уже являются крупнейшей группой(45% населения), следом идут армяне, осетины, татары и русские, число которых здесь весьма заметно, они расселились вдоль южных границ губернии. Хотя это и не приморские земли, здесь появилось много греков.
Тифлис/Тбилиси
Согласно грузинским госархивам, по переписи 1876 года, в Тифлисе проживало: 41% армян, 24,1% картвелоязычных, 21,3% русских(без военных и чиновников), 2,3% татар, 1,8% персов.
По данным Всероссийской переписи 1897 г., армян насчитывалось 29,5%, русских 28,1%, картвелоязычых 26,9% (грузины, пшавы, тушины, хевсуры), татар 3,5%.
Перепись тифлисского населения 1926 года насчитывает уже 38,2% грузин(вместе с мегрелами, сванами, лазами и аджарцами).
История Грузии начала XX века
25 февраля отмечается “День советской оккупации Грузии”. Под “советской оккупацией” 70 лет находились все народы нашей страны. Ликвидированная 25 февраля 1921 Грузинская Демократическая республика существовала только на бумаге и, возможно, в воображении ее правителей-меньшевиков. В реальности никакого независимого грузинского государства не существовало. Территория его была трижды оккупирована вводом иностранных войск, контролирующих важнейшие стратегические пункты этой части Закавказья.
Первая оккупация была Османской империи. После того, как под влиянием революций 1917 года полностью рухнул и распался Кавказский фронт Первой мировой войны, османы пошли в контрнаступление и заняли значительную часть сегодняшней территории Грузии. В Тбилиси тогда еще не было правительства, а только Национальный совет революционного происхождения: эсеры, социалисты-федералисты, меньшевики. На помощь против турок они призвали немецкую армию, которая как раз по итогам Брестского мира заняла Украину и продвигалась к Северному Кавказу. Так османская частичная оккупация сменилась германской, уже полной, весомой и зримой.
Немецкие гарнизоны разместились повсюду, помогли грузинским самодеятельным частям занять заодно и Абхазию, что стало грубым нарушением договора между Национальным советом Грузии и Народным советом Абхазии. В том документе было написано: “форма будущего политического устройства единой Абхазии должна быть выработана в соответствии с принципом национального самоопределения на Учредительном Собрании Абхазии”. Но в конце 1918 года Германия капитулировала, ей уже было не до Грузии, войска пришлось выводить. И тогда немецкая оккупация Грузии сменилась английской.
У англичан был совсем другой подход. Как пишет грузинский историк Автандил Ментешашвили, “Англия вела двойственную политику на Кавказе. С одной стороны, помогала войскам Деникина, целями которого были восстановление единой и неделимой России и борьба с большевиками, с другой — поддерживала иллюзии местных правительств, стремившихся с помощью Англии утвердить свой суверенитет. В зависимости от конкретных обстоятельств Лондон лавировал, действуя по принципу “разделяй и властвуй”, и до поры до времени это удавалось”. А глава меньшевистского правительства Грузии Ной Жордания писал в своих мемуарах: “Английское командование представляло у нас не только интересы Англии, но также и интересы Деникина. Их главная миссия была упразднение независимости Грузии. Они предлагали нам союз и подчинение Деникину с обещанием, что после победы над большевиками Белая армия даст нам автономию”. Руководители формально независимой республики пыталось возражать, им хотелось вступить в Лигу Наций, но противопоставить вооруженным британским оккупантам им было нечего.
После разгрома Деникина страны Антанты согласились на создание буферных государств, включая Грузию, между РСФСР и странами Востока. Российская Федерация сначала признала Грузию, затем помогла местным большевикам свергнуть меньшевиков, сделать республику социалистической, а спустя почти два года она вошла в Советский Союз. Границы Российской империи были почти полностью восстановлены, и только большевики смогли добиться от Турции уступки Батуми и Аджарии.
Едва ли серьезные историки готовы признать независимой марионеточную Грузинскую Демократическую республику. Единственным суверенным ее деянием стало развязывание войны с Арменией, после чего Антанте пришлось мирить два закавказских квазигосударства.