Международная команда учёных с участием антропологов и археологов МГУ провела масштабное археогенетическое исследование останков людей, населявших Кавказ и Предкавказье 3,5-6,5 тысяч лет назад. Анализируя мобильность и миграции в этом регионе, исследователям удалось выявить основные потоки генов, сравнив их с известными древними геномами Евразии, а также с генами современного населения Кавказа и сопредельных территорий.
«С российской стороны участвовала группа археологов и антропологов, в том числе из МГУ, с немецкой – археологи из Немецкого археологического института (Берлин) под руководством профессора С. Хансена и доктора С. Рейнхольд и палеогенетики из Института Макса Планка (Йена) под руководством профессоров В. Хаака и Й. Краузе.
Расчеты и моделирование были проведены популяционным генетиком профессором Чуан-Чао Вангом из университета Сямынь в Китае. Кроме того, были приглашены специалисты из Швейцарии, которые исследовали мобильность населения анализом некоторых изотопов. Хочу обратить внимание, что наш проект не мог быть успешным без знания древних и современных геномов Евразии, которые были изучены до этого проекта многими коллективами отечественных и зарубежных ученых. Часть исследователей вошла в публикационный проект и приняла активное участие в обсуждении результатов» – сообщила Александра Бужилова, директор НИИ и Музея антропологии МГУ.
Учёные использовали метод полногеномного поиска ассоциаций, взяв генетический материал 59 индивидов, населявших разные районы Кавказа в доисторическое время на протяжение 3 000 лет.
В выборку попали представители разных культур Бронзового века, которые выделяют археологи в этом регионе. После первичного анализа 1,2 миллионов однонуклеотидных полиморфизмов 14 особей были исключены из дальнейшего исследования в силу непригодности материала или близкого родства.
В итоге на основе детального анализа 30 тысяч однонуклеодитных полиморфизмов 45 доисторических людей учёные установили основные генетические популяции региона и потоки генов в нём.
Оказалось, что в бронзовом веке не было очевидных генетических различий между кавказскими популяциями, хотя археологические данные и особенности погребального обряда майкопской культуры свидетельствуют об общих чертах с месопотамской цивилизацией, тем не менее генетическое исследование показало, что в период распространения майкопской культуры (5 000-6 000 лет назад) потока «ближневосточных» генов с юга (из Месопотамии) или северо-запада на Кавказ не было.
По данным, полученным генетиками в этом проекте, степные народы, обитавшие в этот период близко к предгорьям Северного Кавказа так же не внесли генетический вклад в исследованные кавказские популяции, хотя в предгорной и прилегающей к ней степной формировалась зона взаимодействия, где традиции месопотамской и кавказской цивилизаций встречались со степными культурами.
Исследование же генов кочевых народов Великой Степи Евразии этого времени показало, что у кочевников есть гены, которые частично «читаются» у современных народов Сибири, Северо-Восточной Азии и у американских индейцев.
К третьему тысячелетию до нашей эры миграционные волны кочевых народов степей значимо повлияли на геном европейских популяций. Это же влияние в это время выявлено и на население Кавказа. После этого времени представители различных северокавказских культур имеют сходство и генетически становятся неотличимы от степного населения ямной и катакомбной культур.
Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications.
**********
Интересно, что около 5,7 тысяч лет назад, вроде бы чума распространилась по территории неолитической Европы, уничтожив большую часть её жителей. И туда переселились земледельцы с территорий Ближнего Востока, как раз генетически сходные с народами Кавказа этого времени. Но на Кавказе признауов эпидемии чумы не было.