Космологи, неудовлетворённые теорией «большого пука» однократно и неизвестно из чего, породившего «вселенную», разрабатывают теорию бесконечной серии «больших пуков», назвав эту свою теорию «отскока вселенной». Это не что-то новое, идея существует с того же времени, когда космологи измыслили «расширяющуюся вселенную», Фридман описал формулами, основанными на теориях Эйнштейна, как расширяющуюся, так и пульсирующую «вселенную», но нынешние адепты теории «пульсирующей вселенной» считают, что они как бы сделали её более правдоподобной, наполнив современными фантазиями, правда, в основном о «многомерном пространстве», «отрицательной энергии», вращении «вселенной»…
Приверженцы теории «отскока» отталкиваются не от фантазий Фридмана, а от более близких им Роджера Пенроуза и Стивена Хокинга измысливших набор так называемых «теорем о сингулярности», сводящихся к тому, что сжатие материи и энергии неизбежно обернется неизмеримо плотной точкой — сингулярностью, которая будет расширятся.
В 2001 году, Пол Штейнхардт, Джастин Хоури и Берт Оврут пришли к выводу, что наблюдаемая простота «вселенной», тот факт, что ни одна область неба не содержит больше материи, чем любая другая, и что пространство настолько плоское, насколько могут видеть телескопы, — все это необъяснимо с позиций «большого пука». Чтобы космос был настолько однородным, каким он является, в начале «большого пука» когда «вселенная» была сантиметр в поперечнике, она могла иметь одинаковую плотность всюду в пределах одной части на 100 000. Но по мере роста «вселенной», материя и энергия должны были немедленно сбиваться в комки и искажать «пространственно-временной континуум». В прошлом году Анной Идджас из Колумбийского университета, в продолжение ее предыдущей работы совместно с космологом Полом Штейнхардтом их модель «отскока», появилась в Journal of Cosmology and Astroparticle Physics.
Другая теория «отскока» Питера Грэма, Дэвида Каплана и Сурджита Рахендрана, до этого фантазировавших по поводу разных фантастических элементарных частиц, была опубликована в Physical Review D. Грэм, Каплан и Рахендран представили свою идею несингулярного «отскока» в препринте на сайте arxiv.org в сентябре 2017 года. Свою работу они начали с вопроса о том, могла ли предыдущая фаза сжатия в истории вселенной объяснить значение космологической постоянной — разительно небольшого числа, которое определяет количество темной энергии, вшитой в ткань пространства-времени, энергии, которая подталкивает ускоряющееся расширение вселенной. Они черпали вдохновение из модели вселенной, предложенной Куртом Геделем в 1949 году. Гедель использовал законы общей теории относительности для создания теории вращающейся вселенной, вращение которой удерживало ее от гравитационного коллапса точно так же, как орбита Земли не дает ей упасть на Солнце. Гедель особенно подчеркивал тот факт, что его вращающаяся вселенная допускала «закрытые времениподобные кривые», то есть, по сути, петли времени. До самой смерти он считал, что вселенная вращается в точности как предполагает его модель. Сегодня ученые знают, что это не так; в противном случае одни направления и упорядоченности в космосе были бы предпочтительней других. Но Грэм и компания придумали, что закручена «вселенная» не в трёх измерениях, известных нам, а в шести дополнительных измерений, постулируемых теорией струн.
Эти теории, понятное дело, так же произвольны, как и теория «большого пука». В них, например, только на фантазии держится идея, что сжимающаяся «вселенная» избегает коллапса до сингулярности и не становится «чёрной дырой». Космологи, измышляющие теории «отскока» в добавку к «темной материи» и «тёмной энергии» постулируют вещество с «отрицательной энергией», которое должно противодействовать гравитации. Анна Идджас измыслила «скалярное поле», которое прячется в гравитационном поле таким образом, чтобы оказывать отрицательное давление на вселенную, препятствуя сжатию. А все «измерения», измышленные сторонниками теории «суперструн», твердокаменные релятивисты уже твёрдо отвергли, заявив, что измерений в их «вселенной» только 3+1(±0,1).