Жилища людей рассказывают о своих хозяевах значительно лучше, чем они сами. Жилище индивидуально, даже если оно похоже на множество таких же жилищ других людей. Жилище каждого человека создано и оборудовано им так, чтобы хозяину в нем было ему удобно и приятно спрятаться от агрессивного и с физической стороны, и со стороны социальной, окружающего мира. Понятное дело гости, когда видят в жилище, что-то, по их мнению, расположенное “не так”, а они всегда такое видят, ведь это не их жилище, где у них всё так, как им хочется, подсказывают, что и где “не так”. Хозяева, конечно, могут и принять советы, но, довольно долго испытывают дискомфорт, привыкая к изменениям.
В общем, обычно всё же, в конце концов, хозяева жилища формируют его так, чтобы оно стало для них чем-то вроде убежища от неприятностей мира…
Но ведь это же создают люди в своем внутреннем мире…
Природная и социальная среда достаточно агрессивна по отношению к любому индивиду, и найти линию правильного поведения в окружающем мире не просто даже вполне нормальному человеку.
Психически неполноценному человеку, страдающему, например, неврозами и психопатиями, проявляющимися навязчивыми страхами (прежде всего страхом смерти), депрессиями, или человеку, имеющему низкий интеллект, найти свою линию поведения многократно труднее, а человеку с психозом, радикально искажающим окружающий мир, невозможно.
Итак, у любого человека есть необходимость и потребность ограждать свой внутренний мир от проблем окружающего враждебного мира.
И люди находят возможность защититься от враждебного мира, создавая в своем сознании модель мира, обычно отвечающую не реалиям мира, а просто приятную, или хотя бы в чём-то удобную, для хозяина. Основой такой модели мира становятся традиции и бытовые стандарты, приобретаемые в процессе взросления. Люди постигают нормы общества с рождения. Новорожденный малыш противится сну и его мамочка поет песенку о том, что “…придет серенький волчок и тебя схватит за бочёк…”, потом идут другие сказки: про Буку, Бабу-ягу, и прочее. Потом ребенку обычно поясняют, что за всеми его действиями наблюдает бог, и, если он будет поступать не в соответствии с религиозными канонами будет наказан и при жизни, и после смерти. Потом на человека обрушивается груда законов, большинство из которых даже понять невозможно, но за нарушения любого из них грозит наказание. Люди, запуганные чем-нибудь: букой, преступностью, законами, божьей карой, болезнями, лекарствами и химическими препаратами, радиацией и вообще самой неизбежностью смерти, непрерывно передают свои страхи окружающим через книги, рассказы, былички, слухи, фильмы, телевизионные и радио передачи.
Благодаря стандартной культурной накачке с детства люди в рамках одной культуры формируют несколько довольно стандартных иллюзорных моделей мира, в зависимости от интеллекта хозяина это миры: избранных книг, картин, музыки, сериалов, рыбалки, алкоголизма или наркомании, фантазий и грез, игр, своеобразной философии, космологии, и, наконец, мир религии. Все эти варианты хобби, то есть проявлений внутреннего мира вовне, всегда причудливо переплетаться.
Чем менее психически нормален и психически устойчив человек, тем дальше его внутренний мир от реального, тем меньше в нем реальных деталей окружающего мира, ведь при строительстве такого мира все неудобные детали отбрасываются, как не правильные, чему всегда находятся “доказательства”.
Люди со своими выдуманными мирами стремятся найти себе подобных фантазеров и таким образом собираются в общины по интересам, расширяя среду приятную и понятную для них. А чужаки подсказывающие, что в удобном и приятном выдуманном мире не соответствует реальности, принимаются как враги, покушающиеся на удобное и приятное убежище от враждебного окружающего мира. Впрочем, иногда удается кому-то и указать на ошибки в конструкции его внутреннего мира, это обычно мало что меняет, иллюзорная модель мира несколько трансформируется, но не принципиально. Бывают, правда и такие резкие разочарования в своей модели, что люди теряют смысл жизни… В общем, попытки учить людей уму-разуму, бессмысленны, ведь причина удаленности внутреннего мира от реального, не недостаток каких-то знаний, а имеющиеся у человека проблемы психики…