Roger Ekirch – профессор истории в университете Вирджинии.
Наши бабушки и дедушки, вероятно, спали как мы. И наши пра-пра-бабушки и пра-пра-дедушки. Но до 1800-х годов, спали совсем по-другому. Наши предки спали два раза за ночь.
Люди спали по два коротких отрезка в течеие ночи. Диапазон сна был порядка 12 часов и начинался с трех- или четырехчасового сна, потом следовало бодрствование – два или три часа, а затем снова сон до утра.
Упоминания об этом встречаются повсюду в литературе, судебных документах, личных бумагах и записках. Удивительно не то, что люди спали дважды, а то, что концепция была настолько повсеместной. Сон из двух отрезков был обычным, принятым способом спать.
Как же люди распоряжались этими дополнительными часами? Примерно так, как можно предположить.
Большинство оставались в своих постелях и спальнях, иногда читали, а часто использовали это время для молитвы. Религиозные ритуалы включали в себя специальные молитвы для времени между двумя снами.
Кто-то говорил с домочадцами или занимался сексом. Некоторые были более активны и шли в гости к соседям.
Как мы знаем, такая практика сна в конечном итоге постепенно исчезла. Почему – не очень понятно. Видимо жизнь стала интенсивней…
Независимо от того, почему произошло изменение, вскоре после рубеже 20– го века концепция двух снов за ночь исчезла даже из знаний большинства людей.
Два сна за ночь, возможно, были унаследованы из древности, но тенденции к такому способу сна до сих пор встречаются у современных людей.
В 1990 году, психиатр Томас Вер из Национального института психического здоровья провел исследование по фотопериодичности (воздействие света), и его влиянию на сон. В ходе четырехнедельного исследования с 15 мужчинами, существующими в условиях ограниченных часов светового дня, начало происходить нечто странное. Наверстав часы недосыпа – обычное положение дел для большинства из нас, – участники начали просыпаться посреди ночи: У них стало по два сна. В течение 12-часового отрезка участники сначала спали по четыре или пять часов, затем бодрствовали несколько часов, затем снова спали до утра. В целом они спали не более восьми часов.
Часы посреди ночи, между двумя снами, отличались необычным спокойствием, схожим с медитацией. Это не было ночным метанием в постели, которое многим из нас довелось испытывать. Участники эксперимента не паниковали по поводу того, что не могут снова уснуть, а использовали это время для расслабления.
Вполне может быть, мы могли бы использовать это знание о нормальном сне для улучшения качества нашей жизни и открытия для себя альтернативных режимов работы и размышлений….
Вопреки одному из наиболее расхожих рецептов здорового образа жизни, восьмичасовой сон — вещь довольно опасная.
Те взрослые, кто спит по восемь часов, умирают более молодыми, чем те, кто обходится шестью или семью часами.
В 2004 году поистине взрывной эффект произвела статья профессора Калифорнийского университета Дэниела Крипке, опубликованная в журнале Американской медицинской ассоциации «Архивы общей психиатрии». Как показало шестилетнее обследование, из 1,1 млн участвовавших в нем добровольцев к концу срока в живых осталось значительно больше мужчин и женщин, кто спал менее восьми (но более четырех) часов в сутки.