РОБЕРТ МИЛЛИКЕН – ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ
Нобелевская премия: Роберт Эндрюс Милликен (1868-1953) стал лауреатом Нобелевской премии по физике в 1923 г. “за эксперименты по определению элементарного электрического заряда и фотоэлектрическому эффекту”. Милликен определил заряд электрона и доказал
фотоэлектрическое уравнение Эйнштейна.
Гражданство: США.
Образование: доктор философии (физика), Колумбийский университет, Нью-Йорк, 1895 г.
Профессиональная деятельность: профессор физики в Чикагском университете и в Калифорнийском технологическом институте.
15
¦¦¦
1. В “Автобиографии” (глава 21: “Две важнейших составляющих прогресса”) Роберт Милликен писал: “Благополучие и прогресс человечества зиждутся на двух столпах. Если один из них рухнет – погибнет все строение. Эти два столпа суть культивирование и распространение по всему миру: 1) духа религии; 2) духа науки (знания)”. (Millikan 1950, 279).
2. “В практическом аспекте проповедь современной науки – а современная наука и есть самый неутомимый и успешный проповедник – удивительно похожа на проповедь Иисуса. Главная тема в проповеди науки – служение, подчинение индивида общим интересам. Иисус говорил, что наш долг – содействовать спасению человечества. Наука говорит, что наш долг – прогресс человечества.
Иисус проповедовал также радость служения: “Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее””. (Цит. по: Kargon 1982, 147).
3. В интервью под названием “Бог ученых” (Collier’s; 24 октября 1925) Милликен сказал:
“Я как минимум могу с уверенностью утверждать, что научного основания для того, чтобы отвергать религию, нет, – равно как, на мой взгляд, нет и никакого оправдания конфликту между наукой и религией, так как они принадлежат к совершенно разным областям. Те, кто очень плохо разбирается в науке, и те, кто очень плохо разбирается в религии, действительно иногда затевают ссоры, и сторонним наблюдателям кажется, что происходит конфликт между наукой и религией, хотя на самом деле конфликт этот только между двумя видами невежества.
Первая серьезная ссора подобного рода произошла, когда Коперник выдвинул свою теорию, согласно которой Земля – не плоская поверхность и не центр вселенной, а всего лишь одна из многочисленных маленьких планет, которая за день совершает оборот вокруг своей оси, а за год – вокруг Солнца. Коперник был священником, настоятелем собора , человеком прежде всего религиозным, а не ученым. Он знал, что основания подлинной религии сокрыты там, где их не могут потревожить никакие научные открытия. Он подвергся гонениям не потому что восстал против религиозного учения, а потому что, согласно его теории, человек не был центром вселенной, – и для ряда эгоистов эта новость оказалась весьма неприятной”. (Millikan 1925).
4. “Я не могу представить себе, как может настоящий атеист быть учёным”. (Цит. по: Grounds 1945, 22).
“Никогда не встречал думающего человека, который не верил бы в Бога”. (Millikan 1925).
5. В “Автобиографии” Милликен писал:
“Но я пойду еще дальше, потому что кто-то спросит: “Откуда появилась идея Бога? Разве это не часть религии?”
Думаю, да, часть; и поэтому отвечу тремя способами.
В качестве первого ответа я приведу цитату из Священного Писания, где сказано: “Бога никто никогда не видел… Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?” Иными словами, отношение человека к Богу проявляется и отражается в отношении этого человека к другим людям – его братьям.
Мой второй ответ – высказывание Шайлера Мэтьюса, декана Баптистского богословского факультета Чикагского университета. Когда его спросили: “Верите ли вы в Бога?”, он сказал: “Друг мой, тот, кто задает такой вопрос, нуждается в образовании, а не в ответе”.
Третий ответ – мой собственный. Тысячи лет назад Иов, поняв тщетность попыток охватить Бога ограниченным человеческим разумом, воскликнул: “Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?” Мудрецы всегда поражались
16
удивительному порядку в природе , осознавая при этом собственную ограниченность и невежество. Для них довольно было просто стоять в тишине и благоговении перед Тем, Кто имманентным образом присутствует в природе. Они вторили словам псалмопевца: “Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога””. (Millikan 1950, 286-287).
6. “Религию и науку я считают двумя родственными силами, которые тянули и тянут человечество вперед и вверх”. (Millikan 1950, 286).
7. “То, что конфликт между подлинной наукой и подлинной религией невозможен в принципе, становится очевидным при изучении целей науки и религии. Цель науки заключается в развитии знания о фактах, законах и процессах природы – знания без предрассудков и предубеждений. Цели же религии, которые даже важнее целей науки, – становление совести, идеалов и устремлений человечества”. (Millikan 1925).
8. “Наука приводит к грандиозной концепции Бога. В соответствии с этой концепцией, которая полностью согласуется с высшими идеалами религии, Бог на протяжении веков являет Себя, создавая землю, на которой обитает человек. Веками Он вдыхает жизнь в материю, и кульминацией этого процесса становится человек, обладающий духовной природой и богоподобными силами”. (Цит. по: Kargon 1982, 146).
9. “Мы не знаем, какое именно место отведено нам в замысле Великого Автора и что Он предназначил нам сделать.
Но какую-то роль в этом замысле мы определенно играем, иначе бы у нас не было чувства ответственности. Исключительно материалистическая философия представляется мне верхом невежества.
Именно это чувство ответственности – осознание, что мы должны сыграть отведенную нам роль как можно лучше – составляет наше богоподобие”. (Millikan 1950, 277-278).
10. “Наше научное знание велико в сравнении с тем, что мы знали сто лет назад. Но оно ничтожно в сравнении с тем, что еще предстоит узнать. На карте мира раньше было много белых пятен, отмеченных как “неизученные земли”. Теперь их очень мало.
Карта научного знания по-прежнему представляет собой огромный белый лист, на котором лишь кое-где нанесены точки, отмечающие область изученного. Чем больше мы исследуем, тем явственнее осознаем, насколько мы далеки от подлинного понимания. Честно признавая свое невежество и ограниченность, мы признаем также, что существует некая Сила, Бытие, в Котором
и Которым мы живем и движемся и существуем, – Творец, каким бы именем мы Его ни называли”. (Millikan 1925).
11. “Многие величайшие ученые были людьми глубоко религиозными, о чем свидетельствовала их жизнь: сэр Исаак Ньютон, Майкл Фарадей, Джеймс Клерк Максвелл, Луи Пастер. Они были не просто верующими, но и верными членами своих религиозных общин. Ведь важнее всего в жизни верить в моральные и духовные ценности, верить, что жизнь имеет значение и смысл, верить, что мы куда-то идем! Вряд ли бы эти ученые стали великими, если бы у них не было такой веры”. (Millikan 1925).
12. “Я видел, по сути, отпечатки пальцев Бога в небесах. Я увидел, что Он постоянно бодрствует над Своим Творением. Я свидетельствую, что наука удивительным образом перекликается с учением Иисуса в том, что природа, в сущности своей, блага”. (Цит. по: Neff 1952, 20).
13. В книге “Наука и религия” Милликен утверждал: “Наука начала открывать нам мир, в котором красота сочетается с упорядоченностью; мир, который не подчиняется прихотям, но в котором происходят познаваемые и предсказуемые процессы; мир, на который можно
17
положиться. Словом, мы видим, что Бог действует посредством законов”. (Millikan, Science and Religion. – Yale University Press, 1930. – P. 79.)
14. По словам Милликена, суть христианской религии состоит “в жизни и учении Иисуса –
в альтруистическом идеализме (психолог, возможно, назовет того, кто живет по этому принципу, экстравертом, а обычный человек – бескорыстным). Вся проповедь Иисуса сводится именно к этому. Как гласит Золотое правило: “…во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними””. (Millikan 1950, 280).
15. “Наука, управляемая духом религии, есть ключ к прогрессу и надежда человечества”. (Цит. по: Kargon 1982, 147).