ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ как богослов.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) – немецкий философ, математик, физик, языковед.
После окончания школы Готфрид учился в Лейпцигском и Йенском университетах. В 1663 под руководством Я. Томазия защитил тезисы работы “О принципе индивидуации”, что принесло ему степень бакалавра. В 1666 в Лейпциге он пишет работу по философии “О комбинаторном искусстве”, в которой высказывается идея создания математической логики, а в начале 1667 года становится доктором права, представив диссертацию “О запутанных судебных случаях” в Альтдорфском университете. В 1668 Лейбниц поступает на службу к майнцскому курфюрсту. В 1671 публикует работу “Новая физическая гипотеза”. В 1672 он прибывает в Париж с дипломатической миссией и остается там вплоть до 1676. В Париже он завязывает широкие знакомства с учеными и философами, активно занимается математическими проблемами, усовершенствет счетную машину Блеза Паскаля.
В 1675 Лейбниц создает дифференциальное и интегральное исчисление, обнародовав главные результаты своего открытия в 1684, опережая Исаака Ньютона, который еще раньше Лейбница пришел к сходным результатам, но не публиковал их (хотя Лейбницу в приватном порядке были известны некоторые из них). Впоследствии на эту тему возник многолетний спор о приоритете открытия дифференциального исчисления.
Возвращаясь из Франции, Г. Лейбниц посетил Англию и Нидерланды. В Нидерландах он познакомился с Б. Спинозой и несколько раз беседовал с ним. Большое впечатление произвели здесь на Лейбница и материалы исследований Антони Левенгука, открывшего мир микроскопических живых существ. В 1676 Лейбниц поступает на службу к ганноверским герцогам, которая продлилась около сорока лет. Круг обязанностей Готфрида Лейбница был весьма широк – от подготовки исторических материалов и поисков общей основы для объединения различных христианских вероисповеданий до изобретения насосов для откачки воды из рудников.
Переписываясь с сотнями ученых и философов, Лейбниц вел также активную организационную работу, участвуя в создании ряда европейских Академий наук. С конца 1670-х годов, Лейбницем владела идея-фикс осуществить алгебраизацию всего человеческого знания путем построения универсального “философского исчисления”, позволяющего решить даже самые сложные проблемы посредством простых арифметических операций. Ведь формулы математики по представлению Лейбница и ему подобных, это мысли бога…
В 1686 Готфрид Лейбниц пишет работу “Рассуждение о метафизике”.
В 1697 Лейбниц знакомится с Петром I и впоследствии консультирует его по самым разным вопросам. В 1705 он завершает работу над “Новыми опытами о человеческом разумении” (впервые опубликованы в 1765), уникальным комментарием к “Опыту о человеческом разумении” Дж. Локка, в 1710 издает “Опыты теодицеи”, пишет “Монадологию” (1714), небольшой трактат, содержащий краткое изложение основ его метафизики. Наибольшее влияние произвели на него философские идеи Рене Декарта, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Н. Мальбранша, П. Бейля и др. Большой интерес Готфрид Лейбниц проявлял также к античной и средневековой философии.

Труднопонимаемым бредом Лейбница, над которым он работал большую часть жизни, и не мог никому толком объяснить, является учение о монадах. Монады Лейбница – это как бы простые но в то же время сложные субстанции. В мире нет ничего кроме монад. Бытие монад якобы можно понять из существования сложных вещей, о котором известно из опыта. Монады нематериальны и называются Лейбницем “духовными атомами”. Простота монад означает, что они не могут распадаться и прекращать существование естественным путем. Монады изолированы и не могут воздействовать на другие монады без команды “бога” как высшей монады, наделяющей существованием все другие монады. Простота монад по Лейбницу не означает отсутствия у них внутренней структуры и множественности состояний. Состояния монад в отличие от частей сложной вещи не существуют сами по себе и поэтому не отменяют простоту субстанции. Состояния монад бывают сознательными и бессознательными, причем не осознаются они в силу своей “малости”. Сознание, впрочем, доступно не всем монадам. Рассуждая на эту тему в антропологическом контексте, Лейбниц допускал возможность влияния бессознательных представлений на поступки людей. Лейбниц констатировал далее, что состояния монад претерпевают постоянные изменения. Эти изменения могут быть обусловлены только внутренней активностью, стремлениями, или “аппетициями” монад. Моделью монады для Лейбница является понятие о человеческой душе. При этом человеческие души как таковые занимают лишь один из высоких уровней мира монад. Основу мира, его низший уровень составляют бесчисленные монады, лишенные психических способностей. Выше них находятся животные души, обладающие чувством, памятью, воображением и аналогом разума. Следующей ступенью мира монад являются человеческие души. Кроме перечисленных выше способностей, человек наделен также сознанием, или “апперцепцией”. С апперцепцией связаны и другие высшие способности, рассудок и разум, позволяющие человеку отчетливо постигать вещи и открывающие ему сферу вечных истин и моральных законов. Лейбниц был уверен, что все монады, кроме монады “бога”, связаны с телом. Смерть не разрушает тело, она есть только его “свертывание”, так же как рождение – “развертывание”. Тело – это государство монад, идеальным правителем которого является душа. При этом Лейбниц отрицает реальное существование телесной субстанции, то есть материи. Понятие степени ясности и отчетливости перцепций вообще играет важную роль в философии Лейбница, поскольку именно отчетливость восприятия собственных состояний монад является критерием их совершенства. Говоря на эту тему, Готфрид Лейбниц проводит различие между ясными, отчетливыми и адекватными понятиями. Адекватным называется такое понятие, в котором нет ничего неотчетливого. Лишь в мышлении “бога” нет ничего, кроме интуитивных адекватных понятий, или идей. Основой доказательств бытия “бога”, используемых Лейбницем, является аргумент о том, что “бог” не может не существовать, так как иначе мир лишается совершенства. “Бог”, по Лейбницу” как и всякая монада, имеет троичное устройство. Бытию в нем соответствует всемогущество, перцепциям – всезнание, стремлению – благая воля. Три этих качества соотносятся с тремя ипостасями христианского Божества, Отцом, Сыном и Святым Духом. При сотворении мира “бог”, действуя по достаточному основанию, которое для него может быть только принципом блага, выбирает из множества возможных миров, находящихся в его уме, наилучший и дает ему существование вне себя. Наилучшим Лейбниц называет такой мир, в котором максимально простые законы находят самое многообразное проявление.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
26 + 11 =