ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685-1753), ирландский философ и математик, основоположник современного идеализма, известный как “предшественник Маха и Эйнштейна”
Научная философия профессора Беркли стала прологом к физике Эрнста Маха и эйнштейновской теории относительности. За два столетия до Эйнштейна Беркли отверг теорию абсолютного пространства, времени и движения в трактате De Motu (“О движении”, 1721). В своем главном математическом труде “Аналитик, или Рассуждение, адресованное неверующему математику” (1734) Беркли выдвинул многочисленные возражения против представления о самостоятельном существовании математических объектов и концепции бесконечно малых величин. (См. Sir Karl Popper, “A Note on Berkeley as Precursor of Mach and Einstein,” in Conjectures and Refutations, London: Routledge and Kegan Paul, 1992; также см. K. Popper, “Berkeley’s Anticipation of Mach and Einstein,” in Locke and Berkeley, ed. C. B. Martin & D. M. Armstrong, London: Macmillan, 1968).
1. “Направь свои мысли от земного шара вверх, ко всем великолепным светилам, которые украшают высокий небесный свод. Движение и расположение планет не удивительны ли по целесообразности и порядку? Слышал ли кто когда-нибудь, чтобы эти (неправильно называемые блуждающими) небесные тела сбились с пути в своем постоянном беге сквозь бездорожную пустоту? Не пробегают ли они вокруг солнца пространства, всегда пропорциональные времени? Так определенны, так неизменны законы, с помощью которых невидимый Творец природы управляет вселенной!” (Беркли, “Три разговора между Гиласом и Филонусом”, разг. 2).
2. “Когда я говорю о бытии Бога, я подразумеваю не темную общую Причину вещей, о которой мы не имеем идеи, а Бога, в строгом и собственном смысле слова; Бытие, чья духовность, вездесущность, предвидение, всеведение, бесконечное могущество и благость так же явны, как существование чувственных вещей, в котором (несмотря на ложные претензии и притворные сомнения скептиков) нет основания сомневаться более, чем в нашем собственном бытии”. (Беркли, “Три разговора между Гиласом и Филонусом”, разг. 2).