Чатал-Гуюк возник позже самых древних городов Ближнего Востока Гёбекли Тепе и Иерихона.
Чатал-Гуюк существовал примерно с 7500 года до 5700 года до нашей эры, то есть одновременно с основным периодом, периодом II, формирования храмового комплекса Гёбекли Тепе (с 7500 по 6000 годы до до нашей эры), находившийся на расстоянии около 500 километров, и периодом Иерихона Б тахунийской культуры скотоводов европеидов (7 300 – 5000 годы до нашей эры), расположенном более чем в 1500 километрах.
Чатал-Гуюк Так же как и Иерихон, и, в отличие от Гёбекли Тепе, построенного из камня, был построен из самана (высушенной на солнце глины).
Чатал-Гуюк не имел улиц. Дома этого древнего города строились вплотную друг к другу, стена к стене, а входили в них якобы через лаз на крыше. Считается, что в Чатал-Гуюке проживало более пяти тысяч жителей.
Умерших хоронили под плитами внутри домов.
Жители Чатал-Гуюка как и Гёбекли Тепе и Иерихона ещё не знали металла, использовали каменные орудия или предметы из обсидиана (прочного вулканического стекла). Деревянная и каменная посуда, шкатулки, украшения, зеркала из обсидиана и кинжалы найдены во множестве но все в могилах.
Богиня на троне.
Ещё одна скульптура этой богини.
Группа ученых из Франции под руководством Шотсманса исследовала необычные погребальные обряды жителей этого города, результаты их работы были опубликованы в издании Scientific Reports.<br>Было изучено более 800 скелетных останков. Жители Чатал-Хююка хоронили умерших под полом дома, останки некоторых из них раскрашивали перед тем, как похоронить.<br>Ученые также исследовали пигменты, которыми были покрыты некоторые из усопших, с помощью рентгенофлуоресцентного спектрометра. Пигментами были раскрашены лишь 6% из обнаруженных останков. Еще в 11% случаев краску обнаружили на погребальной утвари. Чаще всего для окрашивания использовали охру. При этом, останки мужчин окрашивались чаще, чем женские. И взрослых окрашивали чаще, чем детей.<br>Менее распространенные пигменты, тоже встречались, причем киноварь предназначалась в основном для мужчин, и наносилась она на кости. Синие и зеленые пигменты на погребальных предметах были обнаружены только в женских и детских погребениях.<br>Кроме этого, была выявлена взаимосвязь между количеством захоронений в жилище и слоями росписи, найденными на стенах над могилами.<br>”Это означает, что когда кого-то хоронили, родственники рисовали на стенах дома”, – говорит старший научный сотрудник и антрополог Марко Милелла из Бернского университета.<br>Еще одной особенностью погребальных обрядов в Чатал-Хююке оказалось то, что местные жители периодически перезахоранивали усопших. И не всегда целиком.</p>
Между прочим, аналогии такого обряда захоронения можно найти в древних обрядах народов Индонезии, Филиппин и Мадагаскара.
Жители Чатал-Гуюка как и жители Гёбекли Тепе охотились, но кроме того пасли скот, и выращивали хлеб, как и жители Иерихона. В храмовом же комплексе Гёбекли Тепе не найдено никаких следов одомашненных животных или растений.
Получается, что жители Гёбекли Тепе были автохтонными обитателями этого региона, а жители Иерихона А и Б и Чатал-Гуюка, были пришлыми носителями совсем других культур.
Рисунки на камнях этого памятника поддельные:
Ученые назвали известного европейского археолога Джеймса Мелларта фальсификатором истории. Коллеги Джеймса Мелларта, побывавшие у него дома спустя шесть лет после его смерти, поняли, что тот десятилетиями дурил научный мир. Один из известнейших европейских археологов, известный благодаря открытию в Турции поселения возрастом девять тысяч лет, спустя годы после смерти обвинен в подделке своих открытий.
Речь о получившем известность в научном мире исследователе неолитических поселений Чатал-Хююк и Хаджилар в Турции. Чатал-Хююк — крупное поселение эпохи неолита и энеолита в южной Анатолии, основанное охотниками-собирателями порядка 9500 лет назад.
Здесь были обнаружены не только древнейшие ткани и посуда, но и тысячи обнаруженных фигурок, большинство которых изображает собой животных или сидящих женщин. Особо ценными для археологов сделали это место сохранившиеся настенные рисунки — одни из самых ранних, сделанных на построенных людьми стенах. Некоторые изображают геометрические узоры, охоту на зубров, мужчин с эрегированным фаллосом, ныне вымерших крупных животных. Среди находок и фреска, выполненная охрой, которая по мнению многих ученых, представляет собой древнейшее изображение извержения вулкана. Однако подлинность многих из этих находок, сделанных Джеймсом Меллартом, теперь оказалась под вопросом. Чатал-Хююк был открыт Меллартом в 1961 году, умер он в 2012 году в возрасте 86 лет. Незадолго до смерти Мелларт попросил своих коллег-археологов и историков опубликовать его оставшиеся ненапечатанными открытия. Занявшись этим делом, ученые, в числе которых Эберхард Цанггер, президент Фонда лувийских исследований, получили доступ в квартиру Мелларта. Ученые работали в его квартире и обнаружили то, что Цанггер называет «прототипами» фресок и настенных надписей, которые ранее Мелларт называл реально существующими. «Он использовал один и тот же подход в течение полувека, — пояснил Цанггер изданию Live Science. — Сначала он получал чрезвычайно широкие и глубокие сведения о территории, которой интересовался. Затем он пытался использовать это знание, чтобы создать связную историческую картину». По словам Цанггера, такой подход нередко встречается у историков и археологов. Отличие в том, что настоящие ученые ищут свидетельства, которые либо подтверждают, либо опровергают их догадки. Мелларт же, по утверждению Цанггера, подделывал рисунки артефактов и переводы якобы существовавших надписей, чтобы подкрепить свои теории. В 1995 году Мелларт написал Цанггеру о нескольких надписях, найденных в турецкой деревне Бейкёй, которые были написаны на древнем лувийском языке. Этот древний индоевропейский язык был распространен XV—X веках до н. э. в Хеттском царстве, он был расшифрован в начале XX века чешским ученым Бедржихом Грозным. Тогда Мелларт утверждал, что не умеет писать и читать на лувийском языке, но планирует опубликовать свое открытие в научной статье. Ранее Цанггер выполнил пожелание Мелларта и опубликовал детали одной из надписей в журнале Proceedings of the Dutch Archaeological and Historical Society. В том тексте речь шла о событиях 3200-летней давности и рассказывалось о троянском принце по имени Муксус. Сам оригинал надписи не сохранился, а его копия была найдена в квартире Мелларта, который завещал опубликовать и расшифровать ее, если это не удастся сделать до его смерти. Мелларт утверждал, что копию снял французский археолог Жорж Перро еще в 1878 году близ деревни Бейкёй, а вскоре после этого местные жители использовали плитку с оригиналом при строительстве мечети. Осенью 2017 года ряд ученых высказал сомнения в подлинности копии, предположив, что она может быть современной подделкой, изготовленной самим Меллартом или кем-то другим. Документы, найденные недавно в квартире Мелларта, свидетельствуют о том, что, несмотря на свои заявления, в действительности Мелларт знал древний лувийский язык и, видимо, сам придумывал красивые истории. По признанию Цанггера, он чувствует себя преданным из-за того факта, что Мелларт попросил ученых опубликовать его подделки уже после своей смерти. «Он не колебался, когда речь заходила о возможном вреде чужим карьерам», — пояснил Цанггер. Кроме того, им же в квартире известного ученого были найдены куски стен, на которых нацарапаны изначальные наброски фресок, которые по словам Мелларта, когда-то были найдены в Чатал-Хююке. Фотографии этих набросок, найденных в квартире ученого, публикуются Лувийским фондом. Первые описания фресок были опубликованы Меллартом в 1962 году в журнале Archeology, и затем открытия публиковались в течение нескольких десятилетий. Некоторые из фресок не были сфотографированы, а были представлены лишь их зарисовки, в том числе — известное изображение якобы вулкана. Мелларт утверждал, что фотографировать их не удавалось, поскольку при прикосновении те рассыпались в пыль. Сколько из «находок» Мелларта настоящие, а сколько фальшивые, пока установить сложно. «Он произвел смесь из опубликованных фактов, неопубликованных данных и воображения. Это просто невозможно распутать», — пояснил Цанггер. Карьера Мелларта не всегда складывалась гладко. В 1964 году его заподозрили в помощи контрабандистам, вывозившим из Турции археологические ценности, за что власти страны запретили ему участвовать в раскопках.
Находки эскизов скальных рисунков эпохи неолита в доме ученого.
*****
Но вот статья автора Исторические напёрстки: “Чатал-Гуюк: девять тысяч лет до нашей эры. Грустная сенсация” хорошо описывает проблемы этого “города”
Сегодня будем о чудесах, ага. Исключительно научных, хоть не бесспорных. Археологических открытиях, поставивших академическую науку в очень неудобную для побега позу. От вопросов. Которые посыпали на нее, после полной обработки данных раскопок в Анатолии, в древнем городе Чатал-Гуюк. Если рубануть сходу: в разгар неолита, когда большая часть человечества перебивалась с ягодки на мелкую пичугу, пряталась по пещерам от голодной фауны — существовал настоящий коммунизм. Городской, что уже само по себе диковато звучит.
Оказывается, в одном месте Евразии за 7000 лет до н.э. произошла некая социальная революция , уничтожившая господствующие авторитарные и иерархические социальные структуры. Породила общество свободы и равенства, таким образом просуществовав… на протяжении 1500 лет. Однако…
Чатал-Гуюк
(тур. Çatalhöyük — «холм волной»), очень-очень крупное поселение времен неолита, Анатолия, Турция. Одно из мест рождения цивилизации (оседлого человечества) как таковой. Иерихон древнее, но фокус тут в другом. Даже целое цирковое представление из сплошных фокусов получается.
Как-то так считалась неоспоримо: «неолитическая революция», переход к оседлости и производящей экономике — случились в районе «плодородного полумесяца». В междуречье Тигра и Ефрата или (как вариант) на берегах Нила. Построились города, оформились главные ремесла, пошла развиваться культура. Со всеми прелестями войн, мракобесия и диктатуры иерархического общества.
В 1928 году английские ученые Дэвид Френч, Алан Холл и Джеймс Мелларт начали раскопки на одном из милых анатолийских холмов в окрестности поселка Чатал-Гуюк. Быстро отрыли керамику и обсидиан. Стало понятно, что найдено очень древнее поселение эпохи неолита. В 1961 году изрядно постаревший и уже маститый Мелларт стал организатором более вдумчивого исследования. Сенсации стали приносить каждый новый археологический слой, через который пробивались англичане, углубляясь по шкале времени вглубь тысячелетий.
Не буду тратить место на длиннющий перечень находок, любители древнего скарба могут почитать о них в куче открытых источников. Если позволите, перейду к неким обобщениям. Ремесленные изделия, к примеру, найденные в Чатал-Гуюке, сразу отодвигают академические представление об их «цивилизации» … на несколько тысяч лет вглубь времен. В анатолийском городе приемами сложного производства владели еще в VIII тысячелетии до нашей эры.
Человечество тогда еще пещере радо было сухой и глубокой, наслаждаясь эпохой «расцвета пещерной живописи», только-только собираясь ее покинуть. Чатал-Гуюк же был населен странным народом, числом жителей — не менее 10 тысяч душ. Это даже не мегаполис … выше берите. Город имел плотную застройку, очень хитроумную.
Дома были из необожженного кирпича (самый популярный материал последующих тысячелетий), с техникой кладки, как в знаменитых шумерских храмах-зиккуратах. Крыша поддерживалась деревянными прочными балками, была плоской. Выполняла роль «мостовой», вся общественная жизнь кипела там. По крышам передвигались жители, кипели ремесла, обрабатывалось сырье. Улиц не было, все дома стоят впритык друг к другу. Вот так схематично это можно накинуть:
(Иллюстрация из открытых источников)
Город делился на кварталы необычного устройства. Кирпичная стена высотой в четыре метра окружала несколько дворов, в которых насчитывалось примерно сорок домов, не имевших дверей и окон. Жители попадали внутрь, поднявшись по приставной лестнице на плоскую крышу. Затем, как Санта, через дымоход (открытая дыра над каменным очагом) — попадали внутрь. Спустившись, можно было попасть в общее помещение: кухню с гостиной. Оттуда вели узкие лазы (на четвереньках только пролезть) в спальни. Все полы были устланы коврами, стены расписаны орнаментными узорами.
(Иллюстрация из открытых источников)
Чем жили.
В самых древних слоях Чатал-Гуюка обнаружили немало зерна, костей коз, свиней и овец, собак. Вперемешку с останками диких зверей и рыб, рыболовные крючки, сосудами со следами меда. Город был отделен от сельской местности, с каждой эпохой это расстояние все увеличивалось. Совершенно определенно прослеживается: там обитали землепашцы, охотники, пчеловоды, самые разные ремесленники. Хоронили покойников чатал-гуюкцы в глубоких нишах внутри дома, с богатыми подношениями.
Самое важное открытие: прекрасно вылепленные глиняные сосуды, обожженные на огне. Для восьми тысяч лет до нашей эры — невозможная штука. Революция истории человечества. Сосуды прошли не очень долгую эволюцию, буквально за пять-семь сотен лет их стали покрывать глазурью и орнаментом. Но всё делалось без применения гончарного круга.
Исследователи раскопали три храма, как минимум. По двум объектам похожим еще споры идут. Это не примитивные каменные алтари или кольца из валунов. «Храмы» встроены в городские кварталы, снаружи их трудно отличить от жилых помещений. Выглядят, как очень большая комната, способная вместить до полусотни человек, стены расписаны грубым орнаментом, фресками. Изображены странные богини плодородия, быки, бараны, фигурки лучников, танцоров.
В углу одного из «храмов» стоял каменный ящик, набитый человеческими костями, подле найдены четыре кинжала из кремня. Жертвоприношения? А вот неизвестно, на костях нет характерных повреждений после мероприятий кровавых. Еще в «храмах» нашлись фигурки из глины и мрамора: бородатые боги, толстые богини, мальчик с леопардом. И что повергло в глубокий благоговейный трепет англичан: на одной из стен красной краской был нарисован крест. Пока краска еще не высохла, ее густо обсыпали порошком хрусталя. Когда в помещении горел костер (или светильники) — крест начинал сверкать и переливаться.
(Иллюстрация из открытых источников)
Странное общество.
Чем больше анализировались находки, тем большее недоумение накрывало шатры ученых у раскопов и в далеких кабинетах. Получалось вот что:
- Судя по архитектуре и застройке — общество было «бесклассовым». Никаких дворцовых, крупно-усадебных излишеств не нашли. Как и жилищ представителей господствующего сословия. Хотя в любой другой археологии (шумерской или древнеегипетской) жилище богача, жреца, сановника — даже на глаз и по размерам отличалось от хижины простолюдина.
Вот тут начали думать ученые мужи. Крыши Чатал-Гуюка — это единый искусственный ландшафт, сфера общественной и культурной жизни. Там стояли клети для хранения продуктов, сосуды с припасами, очаги и мастерские. Никаких признаков «огорожения» частной собственности. Вывод прост: жизнь в городе должна регулироваться комплексом взаимных договоренностей и полным доверием.
Иначе просто жить не получится. Продукты питания, строительные материалы, сырье — нужно было нести по крышам соседей, часто через четверть поселения. Дело очень грязное, если брать ремонт и капитальное строительство (глина, крошка керамическая, камень, тонны воды). Без одобрения и помощи соседей — такое не провернуть, порвут скандальные старухи, ага.
Дальше. Стандартизация домовладений. Если обще сказать: фактически в Чатал-Гуюке существовал один-единственный дом. Размноженный в 1500 копий. Совершенно точно тип строительства не менялся полторы тысячи лет, очень странное соблюдение градостроительного кодекса. Социальное равенство домовладений касалось материала, планировки, высоты и организации внутреннего пространства, отличия только в декоре отделки. Вывод: сама архитектура не оставляла места для социальных различий.
В 2003 году археологи постарались нащупать центр города, может быть там найдется какой-нибудь «сословный признак», домик-усадьба правителя или общественное место, майдан неолитический. Ага… Нашли свалку строительного мусора лишь. Из которой жители брали материалы для подсыпки, ремонта, крепежа своих жилищ. Размеры домов разные, но по количеству «платформ» и спален — становится понятно, это зависело от размеров семьи.
(Иллюстрация из открытых источников)
- Погребальные подношения абсолютно однородны, нет никаких признаков: тут лежит «уважаемый человек», а тут — голь перекатная. Что вообще ставило в тупик, так изучение скелетов погребенных. У всех явные признаки тяжелого физического труда, кости «аристократии и интеллигенции» выглядят совсем иначе, по признакам износа.
В классовых обществах власть имущие почти не работают, имеют характерный костный «букет болезней». В Чатал-Гуюке таких скелетов не обнаружено… совсем. Поэтому до сих пор дискуссионной остается тема «храмов». Поскольку жилья жрецов-лоботрясов не найдено, как их косточек… выводы можно делать самые разные.
Еще захоронения в Чатал-Гуюке говорят: было полное отсутствие разделения труда. Мертвым в загробные миры давали орудия для самой разной деятельности. Не без исключений, личная специализация просматривается по редким высокохудожественным подношениям. Но эти артефакты не являются базовыми продуктами производства, жизненно необходимыми. В первую очередь это касалось меди. Ее, судя по шлакам, плавили в больших количествах.
Идеально обработанные кремневые кинжалы, отшлифованное обсидиановое зеркало, безупречные орудия из того же материала, украшения — это величайшие ценности даже в античные времена. Но всё это не передавалось из поколения в поколение. А заботливо подносилось умершим. Изготовление могло быть делом рук редких специалистов-профессионалов, но увы… их мастерских не обнаружено. Как и отходов производства. Загадка.
(Иллюстрация из открытых источников)
- Отношения полов тоже отличалось удивительным равенством. Женские захоронения трудно отличить от мужских: там и там находятся абсолютно одинаковые предметы, даже украшения идентичны. Доказательства равноправия между полами в Чатал-Гуюке подчеркивают скелеты. Между мужчинами и женщинами не было значительной разницы в еде, размерах тела, образе жизни.
Оба пола занимались похожим трудом. Из художественных изображений следует, даже в сценах охоты. Женщины вместе с мужчинами этим занимались. Землю одинаково обрабатывали, ремесла совместно осваивали. Это заметно по технике плетения ковров, рука женская и мужская «читаются» легко. Отпечатки пальцев на глине, что в изделиях, что в штукатурке жилищ. Одинаковый ритуал погребения, соразмерность подношений — это гендерное равенство венчало.
Мир победившего коммунизма.
Главный тупик ученого мира относительно Чатал-Гуюка. Там не было… криминала. Преступлений, в первую очередь касающихся имущества. Доказать легко: не найдено признаков ограбления могил. Маркер самый очевидный, во всех культурах предметы имеют стоимость (меновую или денежную). Ценности во всех известных цивилизациях строго распределяются: в могилы мертвых укладываются наиболее дорогие вещи, еще живые люди страдают от лишений. Трудом и прочими ухищрениями собирая себе «загробные».
Никакие наказания, божественные кары, изощренные формы казней, проклятия, ожидание ужасных мук на том свете … не мешали людям грабить покойников. Это признак классового общества. В Чатал-Гуюке не обнаружено ни единого признака ограбления могил. Получается… отпадал мотив для воровства вообще, как явления? Очень похоже, хоть и невероятно.
Еще одна загадка: полное отсутствие изображений, говорящих о проявлениях агрессии, войне, избиении или пытках. Даже сцен суда или чего-то подобного (вынесение приговора, восстановления справедливости) нет. Еще более загадочным является факт отсутствия на всех погребенных скелетах — признаков смерти от рук другого человека.
Есть немало несчастных случаев, переломов несовместимых с жизнью, следы падений с высоты или раздавленных обрушениями.
Судмедэксперты сказали: то, что представлено было на анализ, не имеет признаков применения острого или дробящего оружия, стрел или дротиков. Как и следов ритуальных убийств. Вообще фантастика, ага.
(Иллюстрация из открытых источников)
Археология утопии.
Как махровый материалист… и знающий поганую человеческую натуру — именно так и хочется назвать выводы ученых о Чатал-Гуюке. Обвинить англичан в потакании марксизму и классовым теориям. Среди «копателей» Чатал-Гуюка левые политические взгляды были не раз продемонстрированы. Невозможно представить себе 10 тысяч человек, в компактном проживании… Без центральной власти. С формами ненасильственных методов разрешения конфликтов.
С другой стороны, применяйся общественное и государственное насилие — Чатал-Гююк не мог бы надолго оставаться жизнеспособными. Что помешает эволюционному, привычному распаду поселения, расслоению его на классы? Это пережили все государства, полисы, города крупные, анклавы и изолированные секты, «ушедшие от мира». Не срастается…
Выводы.
Противоречивые. Всегда держался в стороне от форумов, няшных и милых в суждениях: мол, это идеальная форма устройства общества, Небесная Гармония, божественное Миролюбие и проч… С точки зрения рационализма что могло быть? Люди так жили под каким-то спудом обстоятельств. Но дыра в конструкции образуется. Обстоятельства меняются, как погода. А тут устойчивость такая на тыщи лет. И ни одного похожего исторического примера.
Может быть, дело в перераспределении добавочного продукта, освященного некими традициями и религией? На основании настенных рисунков такой «наперсток» можно наполнить… игристым красным. Очень праздники там народ любил, на крышах своих гулеванил широко и обильно. А пара криминалистических лабораторий Великобритании и Нидерландов (неизвестных, кстати) огорошили «открытиями»: бедренные кости у почти половины всех жителей Чатал-Гуюка имеют явные анатомические изменения, характерные только для профессиональных …танцоров. Ага. Пойду плесну себе чё-нить покрепче игристого.
(Иллюстрация из открытых источников)
Вишенка на тортик.
В 2018 году грянул скандал. Коллега археолога Джеймса Мелларта, раскопавшего наш Чатал-Гуюк, обвинил того в обмане.
Для того, чтобы подкрепить свои «коммунистические» теории и «культы плодородия», Мелларт подделывал рисунки, даже придумывал надписи на древнем «лувийском языке». В доме ученого были найдены участки стен, на которых нацарапаны изначальные наброски фресок. Хотя публикации были о том, что эти фрески найдены в Чатал-Гуюке. Сейчас в научном мире разброд и шатания. Устанавливают: что из открытий Джеймса было настоящими (этого немало), а сколько — сфабрикованного.
Сейчас множество артефактов находятся на экспертизах. Основного университетского массива находок проверка не коснулась, уникальной керамики и колюще-режущего из обсидиана — особенно. Слишком много научных глаз желало удостовериться в «неолитической революции», на несколько тысяч лет опередившую традиционную. Многое признано не имеющим аналогов. И слои археологические не подделаешь.
******
Комментарий к этой статье автора Думы, мои думы! Боль в висках и темени… возможно представляет вариант правильного понимания, что Чатал-Гуюк не город, а храм-кладбище. Там нет кладовок, кухонь и туалетов. Но есть лежанки. Похоже умирающих относиди туда, ухаживали за ними до смерти, но не кормили, а только поили водой. Этот обычай известен, например, в Варанаси. Кстати об этом же говорит то, что Чатал-Гуюк был засыпан землёй в конце своего существования именно людьми, а не каким-то стихийным бедствием…
Я не археолог, не лингвист, не эксперт по древностям – обыватель я.
В свободное время, иногда, думу думал как Чатал-Гуюк в современное мировозрение втиснуть. И чтобы при этом у меня когнитивный диссонанс не произошел, типа – Тихо шифером шурша, едет крыша не спеша.
В какой-то момент успокоился, потому как запихал в себя, все несуразицы Чатал-Гуюка.
В первобытные времена без религии было никак нельзя. Потому как возникновение самой религии, в те смутные времена, это и были первые шаги к Естествознанию. Объяснить всё вокруг себя, тогда, можно было только с помощью бога. Это сейчас у нас есть дарвинизм, теория относительности, геология. А тогда всё это объединялось богом, духами, религией. И этим невидимым богам нужно было место для обитания. Из этого идолы, каменные круги примитивных алтарей и прочая мишура.
ОТСЮДА Чатал-Гуюк это не полис, это не поселение, это не танцплощадка для рок-н-ролла.
Это и есть ОДИН БОЛЬШОЙ ХРАМ с функцией родового кладбища.
Именно поэтому нет следов производства, нет сельхозорудий, нет главного алтаря (весь Храм один алтарь). Люди жили в окрестностях, работали, охотились, пахали, занимались ремеслом, влюблялись, рожали. В Храм приходили помолится, чего-нибудь попросить, в чем-то покаяться. Похоронить в комнатах Храма своих близких, справить тризну, принесенной едой. Для успокоительного сна умерших раскрасить стены, постелить ковры, оставить утварь. После похорон или во время каких-то примечательных дней для племени, устроить ритуальные танцы на крыше. И скорее всего хоронили элиту. Иначе эти комнаты храма были бы заполнены скелетами до потолка.
Именно поэтому у Храма нет окон и дверей, потому как это было не повседневное жилье. И чтобы разное зверье в Храм как в стойло не заходило.
Как-то Так, если по моему.