Глобальная торговая сеть в I тысячелетии до нашей эры

Источники сырья для изготовления мумий в Саккаре

Технологию мумификации описывают многие древнеегипетские источники. Но что представляли собой некоторые компоненты бальзамирующих материалов, оставалось неясным.
Международная группа ученых под руководством Максима Ражо из Тюбингенского университета (Германия) исследовала сосуды, обнаруженные в некрополе Саккара, погребальном комплексе древнеегипетской столицы — Мемфиса. Находки относятся к 26-й династии, 664-525 годам до нашей эры.
Как оказалось, более чем на сотне керамических кувшинов, мерных чаш и мисок есть подписи. Одни — своего рода инструкция (“положить ему на голову” или “бальзамировать этим”), другие — собственно названия веществ (например, “сефет” или “антиу”).
С помощью газовой хроматографии и масс-спектрометрии специалисты определили ингредиенты бальзамирующих материалов на дне 31 сосуда. Результаты удивили. Так, выяснилось, что антиу, долгое время переводившееся как “мирра” или “ладан”, — смесь животного жира со смолами и маслами кедра, можжевельника или кипариса.
Сефет — одно из “семи священных масел” — использовали в том числе для ритуала отверзения уст: рот мумии открывали, чтобы в загробном мире она могла дышать и говорить. Состав ингредиента в египтологии обычно описывали как “неидентифицированное масло”.
Однако исследование показало, что и его готовили на основе животного жира с добавлением растительного компонента из можжевельника или кипариса. Впрочем, в другом сосуде к жиру было добавлено масло элеми — цитрусового растения. Ученые предполагают, что рецепт допускал разные варианты и к тому же менялся со временем.
Как выяснила группа Ражо, древнеегипетская индустрия мумификации полностью зависела от импорта — большинство веществ, применявшихся в мастерской в ​​Саккаре, привозили издалека.
“Происхождение отдельных ингредиентов свидетельствует о почти глобальной торговой сети”, — пишут авторы работы.
Рецепт бальзамирования в Древнем Египте усложнили и диверсифицировали примерно после тысячного года до нашей эры — именно тогда активно развивалась торговля между разными частями ойкумены.
Битум, обнаруженный в Саккаре — скорее всего, из района Мертвого моря. Его импортировали в Древний Египет специально для мумификации.
Фисташковые и оливковые деревья, кедр, можжевельник и кипарис, дающие смолу и масло, тоже не растут в Египте. Вероятно, вещества привозили из Леванта.
Хотя интенсивные торговые контакты и межкультурные обмены Средиземноморского бассейна хорошо задокументированы, мастерская в Саккаре предоставляет дополнительные доказательства существования сетей, связывающих этот макрорегион с такими удаленными территориями, как Юго-Восточная Азия.
Это особенно верно для смол — эндемиков тропических лесов. Виды древесных растений рода Canarium, производящие масло элеми, распространены как в азиатских, так и в африканских лесах южнее Сахары. А вот смола даммар, тоже найденная в саккарских сосудах, — продукт переработки деревьев семейства Dipterocarpaceae, которые растут исключительно в азиатских тропических лесах. По мнению ученых, это косвенно свидетельствует о том, что и элеми, и даммар попали в Египет из Юго-Восточной Азии.
Примечательно, что предыдущие работы тоже указывали на неожиданные торговые связи древнего мира. В статье 2020 года другой группы немецких ученых исследовался зубной камень жителей Южного Леванта, умерших во втором тысячелетии до нашей эры. Состав отвердевшего налета показал, что обитатели региона питались не только растущими там злаками, кунжутом и финиками, но и экзотическими бананами, соевыми бобами и куркумой, которые в то время могли быть получены только из Южной Азии.
“Это заставляет нас переосмыслить сложность и интенсивность индо-средиземноморской торговли в эпоху бронзы, а также степень глобализации ранней восточно-средиземноморской кухни”, — отмечали авторы работы.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
22 − 3 =