(Карта из статьи исследователей)
Существует пять крупных известных центров хараппской цивилизации — три в Пакистане (Хараппа и Ганверивала в Пенджабе и Мохенджо-Даро в Синде) и два в Индии (Дхолавира и Рахигархи).
Третьи сезонные раскопки в Рахигархи проведены археологами из колледжа Декан, которые работали с правительством Харьяны, ASI, ICHR и южнокорейской командой. Они открыли большое захоронение, которое обещает создать очень подробный антропологический профиль хараппцев.
Первичное нетипичное захоронение в Рахигархи с кирпичной архитектурой могилы. Каждый человек, найденный в выложенной кирпичом могиле, был определен как женщина. (Изображение из статьи исследователей)
Раскопки дали 53 захоронения, шесть из которых были обнаружены в 2014-15 годах; остальные в сезоне 2015-16 годов. Некрополь, датируемый между 2500 и 2000 годами до н. э., или зрелым хараппским периодом, раскинулся под участком земли площадью 1 гектар, который долгое время обрабатывался современными жителями Рахигархи. Некоторые могилы содержали полные скелетные останки и были классифицированы как первичные захоронения; в других было найдено только несколько человеческих костей вместе с обетными горшками (вторичные захоронения).; в других были найдены только горшки (символические захоронения, которые предполагают, что человек умер в другом месте и был символически похоронен здесь).
Всего при раскопках было обнаружено не менее 46 комплектов полных или частичных скелетных останков — 41 в первичных погребениях; пять во вторичных захоронениях. Исследователи подразделили первичные захоронения на “типичные” и “нетипичные” случаи. Типичные случаи — одиночные тела, похороненные в лежачем положении внутри простой ямы, — превосходят по количеству нетипичные, у которых есть выложенные кирпичом могилы, несколько тел или погребения, расположенные лежа.
Из 46 наборов скелетных останков 37 были подвергнуты антропологическому исследованию и тестам ДНК. Семнадцать были определены как люди старше 18 лет (взрослые); восемь были “суб-взрослыми”, то есть моложе 18 лет; и возраст 12 лет не мог быть определен. Двое из суб-взрослых были детьми в возрасте от 2 до 5 лет. Из 17, пол которых можно было определить, семь были мужчинами, а 10-женщинами.
Результаты были проанализированы в Колледже Декан, Пуна, и в лаборатории ДНК Центра клеточной и молекулярной биологии в Хайдарабаде. Деканский колледж сотрудничает в области исследований проекта Рахигархи с Медицинским колледжем Сеульского национального университета, а тесты ДНК были проведены в лаборатории Хайдарабада южнокорейскими учеными. ДНК была извлечена с использованием новой техники, которая включает разрыв окаменелой кости, маленькой кости между челюстью и ухом. До сих пор для извлечения ДНК рассматривались только зубы или челюстные кости.
Д-р Дон Хун Шин, один из южнокорейских ученых, опубликовал в Интернете, что расследование включало: “1) грубое антропологическое исследование (определение пола и возраста, выявление любых патологических признаков в костях, судебно-медицинское исследование для определения расы и т. Д.); 2) палеопаразитологическое исследование (анализ почвенных отложений на тазовых костях, определение любого присутствия яиц паразитов, составление предварительных выводов о паразитарной инфекции Хараппана люди); 3) аДНА-митохондриальный, Y-хромосомный, аутосомный и стабильный изотопный анализы (получение информации о материнской и отцовской линиях); 4) первая в истории реконструкция лица приблизительно 4500-летнего хараппского человека (на основе ДНК и судебных данных…)”.
Это не первый случай, когда такие захоронения были найдены на хараппском участке — самый значительный некрополь был найден в самой Хараппе; могильники также были обнаружены в Лотале (Гуджарат), Калибангане (Раджастхан), Фармане (Харьяна), Санаули (УП) и во время предыдущих археологических исследованийраскопки Индии в Рахигархи в 1997-2000 годах.
Однако важно отметить, что число известных хараппских памятников превышает 2000, и поэтому погребальные находки все еще редки. В то время как исследования Хараппана были сосредоточены в основном на городском дизайне, ремеслах и торговле, похоронные обычаи много говорят о сообществе, о том, что ценят его люди, о его социальной наследственности, гендерных отношениях и о том, как он относится к своим детям. Судебно-антропологические исследования останков могут многое рассказать о том, что люди ели, их долголетии, а также о том, почему и как они умерли. Исследования похоронных обычаев могут выявить связи между народами в пространстве и времени.
В статье отмечены погребения в ямах с несколькими телами и погребения лицом вниз как значительные отклонения от других хараппских некрополей. Однако в большинстве погребальных ям был только набор останков, и тело было полностью вытянуто в положении лежа (лицом вверх), головой на север. В некоторых могилах были горшки, в других их не было.
В некоторых могилах в некоторых обетных горшках были кости животных, которые, возможно, были из мяса, помещенного вместе с телом в качестве подношения мертвым. Во вторичных захоронениях — горшках с человеческими костями-останки не имели признаков обугливания, что исключало кремацию как практику.
Одно нетипичное захоронение содержало пять наборов останков в одной яме. Согласно исследованию, все они были похоронены одновременно — два скелета, найденные в яме, то есть первичные захоронения, прекрасно сохранились и оказались мужскими. Другие были вторичными захоронениями и содержали человеческие кости в горшках. Эта множественная индивидуальная могила имела большее количество “могильных товаров”, чем в любой другой погребальной яме, найденной в Рахигархи.
Погребальные сооружения и могильные предметы некрополя Рахигархи были “определены как обычно скромные по своей природе”, говорится в исследовании, причем их различия “возможно отражают ритуальный статус и/или динамическую ситуацию, сложившуюся в момент смерти человека”. Выложенные кирпичом захоронения (в отличие от простых ям) были одними из самых тщательно построенных могил и, возможно, подразумевали высокий социальный или ритуальный статус.
Примечательно, что каждый человек, найденный в выложенной кирпичом яме, был определен как женщина. Выложенные кирпичом могилы также включали больше обетных горшков, чем типичные погребения; однако женщины в типичных погребениях получали меньше обетных горшков, чем мужчины.
Тела в положении лежа, редкость в археологических находках, обычно считаются теми, которые не понравились сообществу. Однако в Рахигархи эти люди, похоже, получили сложные захоронения с многочисленными погребальными принадлежностями. Два захоронения были сделаны на глиняном ложе, что может свидетельствовать о высоком социальном статусе.
Автор: Сухбир Сивач