В 2015 году археологи из Университета Хасануддина обнаружили на индонезийском острове Сулавеси скелет, похороненный в известняковой пещере. Исследования показали, что женщине из Леанг Паннинге или «Пещеры летучих мышей», было 17 или 18 лет, когда около 7200 лет назад она умерла.
Первооткрыватели окрестили её Бессе — именно так называли новорожденных принцесс народа буги, который сейчас живет на юге Сулавеси.
Она представляет собой единственный известный скелет представителей тоалийцев. Они населяли остров до того, как около 3500 лет назад в Индонезию распространились неолитические фермеры из материковой Азии («австронезийцы»).
Была обнаружена древнюю ДНК, которая сохранилась внутри кости внутреннего уха Бессе. Геномный анализ показывает, что Бессе принадлежала к популяции с ранее неизвестным наследственным составом. Примерно половину своего генетического строения она разделяет с современными коренными австралийцами и жителями Новой Гвинеи и Западной части Тихого океана. Она также включает ДНК, унаследованную от денисовцев.
Происхождение этой донеолитической женщины дает представление о малоизвестной истории населения и генетическом разнообразии ранних современных людей на островах Уоллесии — воротах на Австралийский континент.
Археологи обнаружили следы тоалийцев в 1902 году, когда швейцарские натуралисты Фриц и Пауль Саразины раскопали несколько пещер в высокогорье южного Сулавеси. Их раскопки обнаружили небольшие каменные наконечники стрел, известные как Maros points. Они также нашли другие отличительные каменные орудия труда и инструменты, сделанные из кости, которые приписали исконным жителям Сулавеси — доисторическим «тоалинским» людям (теперь пишется тоалийским).
После этого некоторые места пещер тоалийцев были раскопаны в соответствии с более высокими научными стандартами, но наше понимание этой культуры находится на ранней стадии. Самые старые известные Maros points и другие артефакты тоалийцев датируются примерно 8 тысяч лет назад.
Результаты раскопок в пещерах позволяют предположить, что тоалийцы были охотниками-собирателями, которые интенсивно охотились на диких эндемичных бородавчатых свиней и добывали съедобных моллюсков в ручьях и устьях рек. Пока доказательства существования этой группы были найдены только в одной части южного Сулавеси.
Тоалийские артефакты исчезают к 5-му веку нашей эры — через несколько тысяч лет после появления на острове первых поселений эпохи неолита.
Исследователи доисторического периода давно пытались определить, кем были тоалийцы, но этим усилиям препятствовало отсутствие надежно датированных человеческих останков. Все изменилось с открытием Бессе и древней ДНК в её костях.
Наши результаты означают, что теперь мы можем подтвердить существующие предположения, что тоалийцы были родственниками первых современных людей, которые вошли в Уоллесию около 65 тысяч лет назад или более. Эти мореплаватели-охотники-собиратели были предками австралийских аборигенов и папуасов.
Они также были первыми жителями Сахула, суперконтинента, который возник в плейстоцене (ледниковый период) — когда глобальный уровень моря упал, обнажив сухопутный мост между Австралией и Новой Гвинеей. Чтобы добраться до Сахула, эти первопроходцы пересекли океан через Уоллесию, но об их путешествиях мало что известно.
Вполне возможно, что предки Бессе были одними из первых людей, достигших Уоллесии. Однако вместо того, чтобы перебраться с острова на Сахул, они остались на Сулавеси.
Но наш анализ также выявил глубокую наследственную сигнатуру ранней современной человеческой популяции, которая возникла где-то в континентальной Азии.
Indonesia is great!