Пещера Брюникель была обнаружена в 1990 году исследовательской группой Франсуа Розо. Это место археологических раскопок недалеко от Брюникеля, в районе с множеством палеолитических памятников, что находится к востоку от Монтобана (юго-запад Франции). Тогда она была помечена на картах «возможной стоянкой неандертальцев». Почти на два десятка лет забыта из-за смерти руководителя проекта месье Франсуа и труднодоступности объекта. Исследования были продолжены только в 2013 году. Было найдено, что обломки сталагмитов были уложены в концентрические конструкции. Весь комплекс сформирован двумя крупными кольцами и четырьмя грудами обломков.
Оранжевые точки на схеме — следы огня на стенах. Красная — самое странное место в комплексе, тут найдено наибольшее количество обожжённой органики.
Датировка «структур» пещеры Брюникель длилась три года. Учёные установили — возраст обнаруженных в пещере Брюникель следов разумной деятельности составляет 176 тысяч лет.
Общий вид «комплекса» (Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)
Нет смысла давать размерности и прочие метры с сантиметрами. Ведь неизвестно, как со временем изменилась общая форма колец (из-за кальцитовых отложений) и насколько конструкция разрушилась. В общей сложности насчитали 399 элемента «композиции». Общей массой в две тонны и протяженностью в 112,4 метра.
На 18 участках «конструкции» обнаружены следы длительного термического воздействия на спелеофакты. Следы легко читались по изменению цвета сталагмитов (красные и чёрные оттенки) и по внутренним трещинам обломков. Ничем, кроме прямого воздействия огня, это объяснить нельзя. Подтверждение было получено и благодаря магнитоскопии элементов. А их ограниченное число ещё больше добавило уверенности. Ведь больше нигде на сводах пещеры таких воздействий на отложениях не нашли.
Смелые предположения не заставили себя ждать. Все шесть структур комплекса (два круга и четыре кучи камней) подвергались воздействию огня. Остальная площадь пещеры её обитателей не интересовала. Значит, налицо замысел какой-то общей конструкции, а не просто «куча строительного мусора» или иной случайный природный элемент. Внутри конструкций найдены фрагменты сгоревшей не до конца органики (кости животных). Эти же останки уложены внутри «ограждений» конструкции. Например, точно определен осколок кости медведя (7 см длинной). Спелеофакты в кучах не являются случайными обломками. Большинство являются средними частями сталагмитов. Без верхушки и подошвы. В большой куче их длина (в среднем) — 34,4 см. И 29,5 см — в меньшей структуре. То есть, специально отбирали, единообразно откалывали лишнее и подгоняли… по некоему эталону. В камере вокруг конструкции обнаружены следы «корчевания» сталагмитов.
(Иллюстрация из открытых источников)
Но посчитав общее количество использованных элементов и сравнив с местами извлечения… баланс не сошёлся. Пещера не могла предложить нужного количества блоков таких размеров. Принесли из других мест? Более того, загадки стройки умножились на астрономические величины, когда стало понятно — неандертальцы сюда приходили, но здесь не жили. Кроме самих спелеофактов, редких следов их выламывания и обжига, незначительного числа осколков — других признаков обитания разумных существ просто нет. Отпечатков ног и рук (обязательных для первых обитателей пещер) на стенах, насечек, прочерчиваний, характерных сколов камней и обустройства примитивных очагов и т.д. … Искусственное происхождение очевидно… Но пещера использовалась не как место обитания…
Смелые и дерзкие научной мыслью французы интригу тугую закрутили. Их сторонники стали переосмысливать многие другие находки по всему миру, пытаясь сложить некий пазл. Социальный. Гипотеза жуть как вкусна: древние люди, оказывается, не были пещерными. В устоявшемся научном стереотипе.
Этот миф «дикости и примитивизме» родился еще на заре антропологии. Ведь единственными наглядными доказательствами разумной деятельности Homo были пещерные артефакты. В виде «детских» рисунков, насечек на костях животных. В XVIII-XIX веках археология не имела технических возможностей для работы «в поле», все находки были скудны и привязаны к редчайшим пещерам. Которые благодаря микроклимату хоть что-то сохранили из наследия сотен тысяч лет.
(Иллюстрация из открытых источников)
Обобщив все данные, становится ясно: человек забрался в пещеры лишь в верхнем палеолите, около 40 тысяч лет назад. По погодным показателям, как бы. Те же структуры пещеры Брюникеля старше… ну очень значительно палеолитических заселений.
Французская пещера — самый древний на сегодня памятник в глубине скал и горных массивов. Но сюда народец древний приходил… с какой-то определённой целью. Не жить. Тем более, нигде в мире нет следов пещерного обитания неандертальцев, до названного уже верхнего палеолита. Хотя могильник Сима де Лос-Уэсос (Испания) получил датировку около 430 тыс. лет — но это просто яма. Куда сбросили трупы.
(Иллюстрация из открытых источников)
Вот и получается «сенсация», у которой нет веских аргументов «против». Старая школа антропологии не имеет доказательств активного использования глубоких пещер неандертальцами. Кроме нескольких отпечатков ног и других следов не глубже, чем проникает дневной свет. Сами пещерные конструкции верхнего палеолита представлены примитивными очагами, незначительными перемещениями камней. Даже в пещерах постоянного обитания времен «ориньяка» (33-19 тыс. лет) нет сложных конструкций.
Брюникель это делает уникальным. Если всё так, как утверждается. Глубина камеры — 325 метров. Слишком глубоко даже для выживальщиков-кроманьонцев. Проникнуть внутрь — та ещё проблема. В первую очередь возникает необходимость освещения. Вторая, более серьезная задачка… не быть сожранным пещерным медведем, главным соперником первых людей. А их следы в Брюникеле очень даже присутствуют. Не забываем про мистический ужас тёмных замкнутых пространств, клаустрофобию и парализующий страх дезориентации. Как решить эти проблему? Без социальной организации такое не провернуть. Малой группе дикарей — не под силу. Антропологи начертили вот такую схему, любуйтесь:
Производственное задание для пещерного человека (Иллюстрация из открытых источников)
Вот таким должен быть уровень организации для выполнения работ по постройке «конструкций» из пещеры Брюникель. С точки зрения нас, современных людей. Помимо постановки задачи, процесс требует организации труда многих людей. Без примитивного плана и распределения труда по задачам — никак. Самое главное: это кто-то должен контролировать, работяги обязаны подчиняться, следовать железной воле замысла. Пещерная демократия в таких вопросах закончилась бы нагромождением трупов…
Как-то ведь ещё нужно выдумать такую конструкцию, обосновать её форму членам коллектива, доказать её нужность и острую необходимость. Выбрать место строительства, подготовить местные материалы, донести недостающие. Подсветить площадку как-то. Сколько такое можно строить? Явно не один день. Учитывая малочисленность групп неандертальцев-то. Постоянные поиски пропитания в опасных дебрях, где ты сам добыча для дюжины хищников.
Очень любопытны навыки строительства, продемонстрированные «пещерными архитекторами». Они не просто складировали спелеофакты в некую стеночку-ряд. Был какой-то замысел расположения относительно друг друга. В строительстве присутствуют архитектурные приёмы: вставка клиньев и подпорок, примитивные способы измерения и сортировки.
(Иллюстрация из открытых источников)
Конечно это может быть храм неандертальцев… Но в Азии в это время, то есть 176 тысяч лет, и ранее, уже жили люди современного типа. Что если они жили не только в Азии а по всей Евразии и были во времена ледниковых периодов замещены неандертальцами. Признаки этого есть? ибо самые древние неандертальцы Европы выглядели более сапиентными, чем поздние… К сожалению человеческих костей в пещере Брюникель не найдено…