Не счесть веков, когда недовольные жизнью граждане устраивают разного рода заварушки, революции и перевороты. Выходят толпы на площади, рискуя получить дубиной по голове или пулю в сердце. Бьются за личное счастье и гуманные идеи, а итог обычно один и тот же: «Дракон умер… – Да здравствует дракон!».
Максимум, что достигается, это временное послабление или имитация демократии.
Что же это происходит? Колдовство, какое то. Где-то в нашем мироустройстве установлены столь уникальные грабли, что уже несчетное число раз, наступают на них люди из разных эпох, стран и сословий.
Самые умные.
Мы, имея историческую память великих революций и закаленные учением марксизма-ленинизма, пожив при пародиях на демократию и капитализм, наконец, накопили тот совершенно уникальный опыт, который позволяет подойти к проблеме крайне прагматично, безо всяких теорий Смита и утопических идей всеобщего равенства.
И вот что тогда обнаруживается. – Миром правят две крайности, в полном соответствии с диалектикой «единства и борьбы противоположностей».
Одна из них сводится к тезису – «Бытие определяет сознание».
Другая, к тезису – «Сознание определяет бытие».
Маятник нашей жизни колеблется от одной крайности, к другой, неизменно возвращаясь к точке равновесия.
Все социальные эксперименты сводятся к простой схеме. Вначале сознание масс, не желающее мириться с бытием, устраивает очередную революцию, а потом бытие, чей уклад в сути своей не изменился, все снова возвращает на свои места. Меняются вывески и декорации, но почти неизменна натура человека и обстоятельства жизни. Поэтому как не переставляют слагаемые, сумма остается прежней. Это и есть «грабли» Бытия, на которые постоянно наступает наше Сознание. Идеи правят миром, …но мир правит носителями идей. Поэтому благие намерения, о создании рая на Земле, неизменно приводят в ад суровой действительности.
Так неужели нельзя ничего изменить? Глядя на нашу нынешнюю жизнь, мы с ностальгией вспоминаем о временах прошедших, значит, что-то все же меняется. И наше нынешнее бытие, уже радикально отличается от бытия дедов и прадедов. Пусть, что хотят, доказывают материалисты, но легко показать, что перемены в нашей жизни, это следствие тех идей, которые породило и воплотило наше сознание. Только идеи эти, не столько из области идеологических учений, которым подвержены массы, сколько из области науки и техники. И схема, по которой наше сознание влияет на бытие несколько иная, чем думают революционеры и идеалисты. Она сводится к тому, что очередное изобретение ума человеческого, вызванное к жизни закономерным развитием общества, приводит к смене БЫТИЯ, и вот уже после этого, бытие или образ жизни, меняют все остальное, включая наше сознание. И так шаг за шагом. Так случилось, когда изобрели первые мануфактуры и фабрики, тогда электричество и пар, привели на смену феодальным отношениям капитализм.
Это происходит и сейчас, когда Интернет и компьютеры рождают новое бытие, с которым безуспешно борется наше сознание и антиглобалисты.
Общий знаменатель или всемирное зло.
Маленькие изобретения, приводят к маленьким достижениям, большие – к большим проблемам. Не смотря на огромный прогресс, в разных направлениях, есть области настолько фундаментальные, что там особого прогресса не наблюдается уже на протяжении тысячелетий. А раз так, то и бытие людей связанное с этими областями остается неизменным, не смотря на все космические корабли «которые бороздят просторы вселенной».
Одна из таких консервативных областей – это ДЕНЬГИ. Явление это для большинства совершенно мистическое, несмотря на экономические теории и учебники истории. Мы здесь оставим в стороне животрепещущие вопросы о том, нужны нам деньги или нет, являются ли они главной ценностью или фетишем, откуда они берутся и куда деются, а так же замечательные повествования о мировом заговоре банкиров.
И сосредоточимся на чисто содержательных технических вопросах – именно они определяют наше бытие, и в конечном итоге сознание, включая сознание лидеров разных революций – как только они добираются до партийной кассы.
Так что такое деньги?
Деньги это защищенная информация. А денежный оборот – это способ обмениваться информацией.
Вот так, все просто.
Вся наша коллективная (социальная деятельность) это результат обмена информацией между отдельными индивидуумами.
Часть этого обмена строится на речи и том множестве существительных и прилагательных, которыми мы глаголем и пишем. Часть на эманациях, жестах и мимике, которые мы называем личными отношениями.
А вот наши дела и материальные отношения, в большинстве случаев, регулируются обменом информации в виде денег. Поэтому, в интересах дела, у нас два безусловных требования к «денежной информации» – Она должна быть защищена от подделки, и она должна отражать истинную меру сделанных дел или эквивалентных материальных ценностей.
Финансовый кризис – историческая необходимость или блажь банкиров?
Надо отметить, что до возникновения развитого капитализма, спекулятивных капиталов, банков и ссудных процентов, деньги, плохо ли хорошо, свое назначение выполняли. Но вот по мере перехода денег от реальных эквивалентов, в виде ракушек и кусочков драг металлов к виртуальным «ценным бумагам», или по мере эволюции БЫТИЯ, деньги перестают выполнять сразу обе своих функции – и защищенности, и эквивалентности. Конечно, от отдельных граждан, желающих пририсовать нулик к банкноте, деньги более- менее защищены. Но вот от государств, чиновников, банкиров, мафии и биржевых спекулянтов деньги уже практически защитить невозможно. Поэтому, легко манипулируя макроэкономическими, бюрократическими, потребительскими и прочими механизмами, все они аккумулируют столько денег или пририсовывают столько нулей, сколько им заблагорассудится, и печатают столько банкнот, сколько им захочется в соответствии с очередной экономической теорией. Недавний пример, когда банкиры нарисовали ценных бумаг, на несколько триллионов, а государства – что бы те не разорились, изготовили им соответствующие денежные знаки, у всех на памяти. И этот процесс идет безостановочно. Это автоматически нарушает эквивалентность денег, которые перестают соответствовать не только каким либо материальным ценностям, но и любым реальным делам – ведь «рисование нуликов», в дебрях офисов или бирж, никак не соотносится с трудами, в поте лица, тех же производителей.
И такое положение дел вовсе не злой умысел «плохих парней», они просто люди, чье сознание определяет бытие, и они только пользуются ситуацией. А всё это, в целом, результат исторического развития – когда информация в виде денег объективно перестает выполнять свое назначение, поскольку ее, в нынешнем виде, как минимум, невозможно защитить от неэквивалентности.
И что дальше?
Конечно, можно долго смаковать проблемы нынешней эпохи, и неопровержимо доказать, что особенности бытия, в виде денежных знаков, сильно портят наши идеалы. А все революции и благие намерения быстро упираются, либо в деньги, либо в безуспешные попытки их отменить.
И здесь впору спросить, а собственно, почему попытки отменить деньги так безуспешны? Из выше сказанного ответ напрашивается сам собой, потому, что люди не придумали иного способа обмениваться информацией о своих делах и материальных ценностях, кроме как за счет передачи денег или иных овеществленных эквивалентов – из рук в руки. Натуральный обмен, бартер, табели с трудоднями и талончики, это суррогат лишь частично выполняющий отдельные функции денег и полноценно их заменить он никак не сможет…