Автор “Слова о полку Игореве”

“Слово о полку Игореве” – древнее произведение, таинственность появления которого, исчезновение оригинала в огне, отсутствие списков, наводит некоторых на мысль о подделке…

 Александр Александрович Зимин  (1920-1980).

Книга Зимина о “Слове о полку Игореве” отвергает мнене, что “Слово” яаляется аутентичными памятниками древнерусской литературы конца XII века..

Предваряет текст небольшое введение автора, в котором он кратко изложил поныне остающуюся неясной историю открытия единственной рукописи “Слова” Мусиным-Пушкиным, его публикации и загадочного исчезновения памятника. В распоряжении исследователей остались само издание 1800 года да копия рукописного текста, выполненная в 1795 или 1796 году для Екатерины II.

Зимин придавал большое значение исследованию “Задонщины”, памятника XIV-XV веков, которую видел в основе “Слова о полку Игореве”. Текстологическую близость “Слова” и “Задонщины” отмечали до него многие исследователи, однако почти все они объясняли её тем, что “Слово” решительным образом повлияло на “Задонщину”.

Для того чтобы решить этот вопрос, Александр Александрович изучил саму “Задонщину”, посвятив первую главу своей книги рассмотрению Краткой и Пространной редакций памятника. Он пришёл к выводу, что источником “Слова о полку Игореве” была Пространная редакция “Задонщины”. “Задонщина” явилась одним из основных источников поэтического вдохновения автора “Слова”… Лучшие страницы “Слова” (в особенности его вторая половина) основаны не столько на “Задонщине”, сколько на многовековой традиции эпического наследия, и прежде всего былинного” (С. 103). Конечно же, это мнение учёного оспаривалось и, вероятно, будет оспариваться сторонниками древнего происхождения героической песни. Но контраргументы обязаны быть доказательными и научно объективными, как и вообще вся критика книги Зимина.

Александр Александрович обратился и к теме исторической достоверности персонажей “Слова”. Он утверждал, что характеристики князей в “Слове” отличаются от летописных, прежде всего – Святослава Киевского, Мстислава и других. Не находят подтверждения в источниках выражения “суды рядя до Дуная”, “стреляешь султанов за землями” (оба относятся к Ярославу Галицкому). Многие предметы вооружения, названные в “Слове” (мечи харалужные, ляцкие сулицы, латинские и литовские шеломы, серебряное оружие и др.), неизвестны источникам XII-XIII веков, равно как и поющие (в полёте!) копья и поскепанные (разбитые в щепки) шлемы, в действительности бывшие цельноковаными.

На взгляд Зимина, автор “Слова” вообще не обнаруживает детального знания предметов вооружения (С. 200-214). Общий вывод третьей главы: там, где “Слово” идёт за летописью, оно в общем воссоздаёт историческую картину Х-ХII веков, но там, где от неё отступает, автор допускает фактические ошибки и неточности (С. 224). В этих наблюдениях учёного много правды. Действительно, исторические реалии “Слова” далеко не всегда совпадают с летописными. Историк считал, что “Слово о полку Игореве” подверглось сильному влиянию Ипатьевской летописи 1180-х годов (Киевского свода).

Шестую и седьмую главы книги Александр Александрович посвятил изложению своей концепции времени и обстоятельств написания “Слова”. Он обосновывает свой основной тезис: памятник создан во второй половине XVIII века. Поскольку, как уверен учёный, “Слово” сочинено с использованием летописей, то это могло произойти не ранее 1767 года, когда были опубликованы Никоновская и Кенигсбергская летописи.

Обращаясь к самой личности автора “Слова”, исследователь полагает, что им мог быть человек, начитанный в древнерусской литературе и наделённый большим поэтическим талантом. Его выбор пал на Иоиля (Ивана) Быковского, получившего хорошее образование в Киево-Могилянской академии, а затем бывшего в ней инспектором и преподавателем латинского языка. Он провёл в стенах академии время с 1741 по 1758 год, там и принял постриг. Затем Быковский жил и преподавал в Петербурге. В 1765-м он был назначен архимандритом Черниговского Троицкого Ильинского монастыря, где провёл десять лет. Потом указом Екатерины II и распоряжением Синода Быковский был назначен архимандритом Спасо-Ярославского монастыря, где и провёл последние годы жизни, а в 1786 году по старости и болезни был уволен на пенсию (С. 307-326).

Зимин считал, что “Слово о полку Игореве” было написано Быковским между 1770-1791 годами. Исследователь ни в коем случае не думал, что оно было подделкой под старину, но стилизацией, коих немало было создано как раз во второй половине XVIII столетия. Учёный вспоминал “Илью Муромца” Карамзина, “Россиаду” Хераскова, написанную в те же годы, когда, по мнению Александра Александровича, Быковский создал “Слово”. Древнерусская тематика прочно вошла в литературу XVIII века. “Книжно-архаические тенденции “Слова о полку Игореве” вполне укладываются в русло развития русского литературного языка конца XVIII века”, – пишет Зимин, завершая сюжет об авторе “Слова” (С. 334).

=

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *