На каком языке говорили гунны и хунны?

Современные адепты пантюркизма систематически, но практически бездоказательно настаивают, что сюн-ну, и прочие племена, входившие в конце I тысячелетия до нашей эры в начале I тысячелетия нашей эры в государство на севере Китая, и обозначаемые современными как бы историками под именем хунны, говорили на каком-то из тюркских языков. Некоторые из выше обозначенных как бы учёных, как бы скрывая свою приверженность пантюркизму, и как бы пытаясь не возражать древним китайским хронистам, объявили язык хуннов вымершим, но легшим в основу тюркской и монгольской семей языков…
Конечно, не имея никаких реальных свидетельств, язык хун-ну можно объявлять, хоть палеоазиатским, хоть палеоамериканским, хоть африканским, но наиболее вероятной версией может быть версия тех ученых, которые считают, что языком гуннов был индоевропейский язык восточных скифов. Впрочем, некоторые пантюркисты объявляют и скифов тюркоязычными.

Некоторые слова хунну сохранились в записи китайскими иероглифами. Китайские иероглифы это знаки объектов и действий. (Подобные знаки есть в современной технике: ткни сюда и будет то или другое.) Звучание иероглифов в разные эпохи было различно, ведь многте народы приходили на территорию Китая и захватывали власть. Язык властителей менялся, а иероглифы оставались. Современные как бы учёные берут звучание современных китайских иероглифов и с помощью них читают записанные в древности немногочисленные, но часто многосложные хуннские слова и заявляют о принадлежности этих слов не хунну, а тому народу какому им хочется. Например, в современном прочтении главу гуннов читают шаньюй, а современники читали тян-ва означает подобный небу; хуннское тян-гры – это якобы тюркское тенгри (но почему не английское хангри или энгри:), или русское день гром?) скорее всего, это китайское тян – небо, гри – гром; хуннское ронг – это расположение вождя, явно индоевропейский ринг, то есть круг, но адепты тюркоязычности хунну утверждают, что это тюркое орун обозначающее место (но почему,например, не полинезийское ронго-ронго:)), кинграк у хунну это меч, почему-то считается забытым древним тюркским словом, но правильно ли оно прочтено?; пояс – кургак якобы забытое тюркское слово (но, можно вспомнить славянское кушак, кругом), мул, лошадь, верблюд – катыр (славянское кататься); стоянки хунну – кошут (казачье кош); титул даа-гры, дао-гры это справедливый по-хуннуски, от китайского дао(правильный путь). Рунде (царский род сюнну, род, из которого должен происходить шаньюй), – это множественное число от сакского слова властитель – рунда. Второй по важности титул после шаньюя – нойт-раука – это иранский термин обозначающий левого сына дацзяна (который в левом крыле правит). Он не мог стать наследником престола, потому получил этот титул, по-ирански нойт-раука – не руководящий. Канчича – принцесса, как и по-ирански… Что в этих словах тюркского, тем более что тюрки впервые упоминаются в китайских летописях в 542 году. Это упоминание связано с появлением в Средней Азии Тюркского каганата, созданного на базе алтайских племён племенем Ашина ушедшего из Китая в составе 500 кибиток. Конечно, тюркоязычные племена на севере Китая существовали и ранее, и их языки издревле были известны китайцам. А хунну китайцы называли чужаками, говорящими на непонятном языке.
Тюркские языки относят к алтайской языковой семье, хотя на Алтае они пришельцы, откуда-то из области около Байкала. В эту семью включаются монгольские и тунгусо-маньчжурские языки (в последнее время в нее стали включать и корейский), то есть это изначально языки монголоидных народов. Монголоидность древних тюрков подтверждается, например, монголоидностью тюрков-якутов.
За то, что хунны всё же ближе скифам, а не тюркам, свидетельствует то, что у них видно смешение монголоидных и европеоидных черт.
По летописным китайским источникам первые упоминания о народе хунну появляются в период Сражающихся Царств. В 318 году до нашей эры этот народ в союзе китайскими княжествами совершил нападение на царство Цинь. Первым вождём хунну был Ся Чуньвэй, также называемый Хунну Шицзу. Он стал основателем хуннской династии Люаньти. Народ хунну сформировался так: В степях севернее Китая жили племена хяньюнь, хуньюй, шаньжун, к ним и прибыл Чуньвэй со своим племенем, как-то убедил вождей этих племён объединиться для нападений на Китай и его признали шаньюем.
Держава Хунну возникла на севере Китая в 220 году до нашей эры, а существовала до 155 года, когда сяньбийы разгромили их. Это привело к разделению хунну на те же четыре племени, из которых изначально сформировалась Держава Хунну. Из племён хяньюнь, хуньюй, шаньжун одни присоединились к сяньбийцам, другие мигрировали в Китай, третьи осталась в горных лесах и ущельях Тарбагатая и бассейна Чёрного Иртыша, а вот собственно хунну ушли на запад, в Среднюю Азию, можно только догадываться, что это именно они под именем гуннов через 3 года достигли Волги и нижнего Дона. (Вполне возможно, что какие-то беглецы из Средней Азии среди которых, возможно, были и хунну приняли легендарное имя хунну.) Как когда-то хунну пришли к племенам хяньюнь, хуньюй, шаньжун так и в это время вожди уже гуннов пришли к приуральским уграм, поклонились им, и были приняты ими. Этот союз не очень быстро, но всё же перерос в Государство Гуннов. С угорских территорий начали гунны свои походы на запад, и юг, а угры стали основной составляющей их войск…
В 374 году европейское государство гуннов возглавил Волемир, его сменил Волд. Потом были Донат или Танат, Рог или Руга, далее Мундяк, его сыновья Отила или Аттей-Аттила и Вдила. Сыновья Аттилы: Данчич, Вернак или Ирнах, Ярень, Денисхис… Из царского рода были Базук и Курсих, возглавившие войска, воевавшие в 395 году в Персии.
Так на каком же языке говорили гунны?
Ответить на этот вопрос можно только теоретически, так как от гуннского языка осталось только 29 лексических единиц – да и то в основном имена собственные и топонимы. У Приска Панийского есть упоминание о пире Аттилы, на котором шут горбун Зеркон “…смешивая языки латинский с гуннским и готским – веселил присутствующих…”. Индоевропейский язык гуннов демонстрируют эфталиты (белые гунны). Китайские летописи так же утверждают это: “…Язык жителей дома Йеда (так называли эфталитов) совершенно отличен от языков жужаньского, и гаогюйского, и тюркского…” – Боталов. На схожесть культур ираноязычных саков и гуннов указывает единообразный звериный стиль в украшениях. Также точно известно о близких союзнических отношениях ираноязчных юэчжи (предки кушан) ещё с хунну.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
6 × 16 =