Философские рассуждения ведущего научного сотрудника Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН, сотрудника Web-Института исследований природы времени Геннадия Аксенова.
— Геннадий Петрович, вопрос в лоб: путешествия во времени возможны?
— Не хочу вас разочаровывать, но нет. И никакой машины времени никогда не было, нет и никогда не будет. Потому что нет ни прошлого, ни будущего. Есть только настоящее.
— Поясните…
— Перемещение во времени противоречит самой природе времени. Ведь что такое время? Это жизнь, если полностью убрать ее содержание. Это определение не относится к эмоциям, воспоминаниям, а имеет отношение к жизни как биологическому явлению. Так время понимал Вернадский. Время течет, оно не может накапливаться. Это уникальное природное явление, которое ни складывается, ни вычитается, с ним нельзя делать вычисления, которые делают физики. Вычисления — это математика. Еще Галилей доказал, что время длится нами самими. А также всем биосферным живым населением планеты, гигантской массой живущих одновременно сегодня организмов, включая бактерии и вирусы, которые живут в нас.
— Значит, время началось с появлением жизни на Земле?
— Нет, это всеобщее заблуждение. Время было всегда, потому что жизнь была всегда. Это понять трудно, поскольку мы привыкли считать, что жизнь когда-то появилась случайно (или закономерно) из химических элементов. Это все сказки для младших научных сотрудников, ничего больше. Живая клетка не только не происходила из химических молекул, но и не может происходить согласно своим свойствам. Можем ли мы сами запустить время, то есть создать жизнь в пробирке? Исключено и доказано. Живое происходит только рождением. По Вернадскому, жизнь — необходимый элемент космоса.
Без жизни не будет космоса, потому что не будет посредника между материей и энергией. Именно жизнь производит химические вещества и все химическое разнообразие мира. Жизнь существует в определенных формах. Есть даже такие бактерии, которую черпают энергию не из солнечного света (и их, кстати, даже больше), а из «химии» камней. Они камнееды, питаются химическими веществами, из которых состоит камень. И не биосфера появилась на земле, как все думают, а биосфера произвела жизнь, саму планету. Планета — это дом, который себе построила биосфера, бактерии. Биохимическая — это самая мощная геологическая сила на земле, поскольку производит каменные оболочки, не говоря уж об атмосфере!
— Так почему же нет прошлого и будущего?
— Повторюсь, жизнь была всегда и время было всегда. Клетка всегда делилась, делится и будет делиться — это ее жизненная задача. Любое вещество в клетке не производится мгновенно, отсюда и возникает некоторая длительность. Фундамент жизни — это бактерии. Мы думаем, что это какие-то паразиты, на самом деле, я так подозреваю, что они всем и управляют и много чего могут. Вообще-то время — довольно скучная материя. Есть только настоящее. Мы используем память и знания о прошлом, предвидим будущее, мы его как бы приближаем или оттуда, с некой идеальной точки зрения, оцениваем настоящее. Но его не существует, поскольку основа всего — клеточное деление. И больше ничего.
— Но вы же знаете множество теорий, основанных на идее приближения к околосветовой скорости, что вы про них думаете?
— Это лишь гипотезы. Нет ни одной четкой теории на этот счет. Эйнштейн сам не понял, что сделал. Согласно классическому пониманию времени, вся вселенная одновременно движется во времени. А Эйнштейн утверждал, что это не так, что при больших скоростях время раздваивается — одна система движется и живет с одной скоростью, другая — с другой. Но в 1922 году французский философ Анри Бергсон указал ему, что множественность времен — иллюзия, есть только одно реальное время и в теории оно идет только в неподвижной системе отсчета, где есть человек. Из теории относительности все запомнили так называемый парадокс близнецов. Но из условий теории следует, что движение относительно, и кто от кого улетает — безразлично. Если представить, что ракета, на которой улетел второй близнец, и есть точка отсчета, а Земля отодвигается от нее с суперскоростью, то брат, оставшийся на Земле, будет молодым, а тот, что в ракете, постареет. Это просто логические тупики.
В теории относительности применен живописный прием перспективы, динамический ее аналог. Прямая перспектива есть изображение на двумерной плоскости трехмерного пространства. Вот представьте, один художник рисует портрет человека, который стоит рядом с ним, и другого, который находится за 200 метров. И там художник тоже рисует обоих. Первый нарисует «своего» человека большим, а «чужого» маленьким. А другой художник — ровно наоборот. По Эйнштейну получается, что тот, который вдалеке — карлик. Но он обыкновенный человек, и его размер показывает только дальность от него. Так и теория относительности показывает только разность скоростей и более ничего. От приближения к скорости света время в формулах как будто замедляется. Но только математически. Что такое математические расчеты? Это способ изображения реальности, но не сама реальность.
— Хорошо, а почему же нужно принять теорию Вернадского, а не Эйнштейна?
— Их нельзя противопоставлять. Теория относительности доказала то же, что и Вернадский: время идет потому, что в системе есть человек. Парадокс близнецов затемнил истинное содержание теории. Наука биогеохимия Вернадского наблюдательная и описательная, а не теоретическая. Она основана на фактах природы. Теперь твердо доказано, что биосфера была всегда. Главное, что планета никогда не была ни раскаленной, ни огненно-жидкой. Она была такая же, как сейчас. Только не было почвы, например, но для бактерий почва необязательна. Они живут и в воде, и очень глубоко под землей. Недавно пробурили Кольскую сверхглубокую скважину и обнаружили там бактерии, которые на свету и воздухе погибали. Они не попали туда и приспособились, как у нас говорят, ничего подобного. Они занимаются тем, что строят каменную оболочку планеты.
— Значит, по Вернадскому, человечеству стоит забыть о путешествиях во времени?
— Есть только реальное время. Оно означает то, что происходит в биологическом времени. В темпе жизни. Но умственно мы можем путешествовать во времени сколько угодно. Есть учения, построенные на основе трендов. Футурология, например. Если бактерии живут во времени, то животные и растения его уже начинают чувствовать, а человек осознает. И осознавая, мы можем спрогнозировать, как из одного получится другое.