Истоки письменности на Руси

О дохристианской письменности у славян написано много, причем, в основном, глупостей. Дело в том, что разные исследователи этого вопроса древними славянами считали германцев вендов, германцев рксов, кавказцев антов и другие народы жившие на территориях где в середине I тысячелетия нашей эры расселились славяне.

Кириллица и глаголица якобы были созданы в середине IX века Кириллом (Константином) и Мефодием («первоучителями славянскими»), а приход письменности на Русь обычно связывается с принятием в 988 г. христианства.

Однако этому утверждению противоречат разные источники – и западные, и византийские, и восточные, и непосредственно относящиеся к истории славянских государств. Но разобраться в них не просто.

Одним из поводов для поиска дохристианской славянской письменности служат упоминания в «Житии Кирилла» неких «русских письмен». Так, в «Житии создателя современной нашей азбуки св. Кирилла (Константина)» описывается посещение святым Кириллом в 861 году крымского города Корсуня (близ современного Севастополя) и, помимо прочего, сообщается о встрече с неким собеседником:

«Нашел же здесь (в Херсоне) евангелие и псалтирь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говорящего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой речи, и, сравнив ее со своим языком, различил буквы гласные и согласные, и, творя молитву богу, вскоре начал читать и излагать (их), и многие удивлялись ему, хваля бога».

Дальше утверждалось, что этот русский, единственный христианин до крещения всего народа, жил благоверно и уединенно во дни царя Михаила (различные Михаилы царствовали на византийском престоле с 811 по 869 г.) и Ирины благоверной (царствовала в 797–802 гг.) и после них имя его было неизвестно, и никто не знал, откуда он.

Стоит добавить, что о существовании каких-то славянских книг до Кирилла говорится и в «Житии» его брата Мефодия «Тут Бог явил философу славянские книги».

С «кириллицей» нет никакой ясности. Ранее традиционно считалось, что Кирилл с Мефодием изобрели два алфавита – кириллицу и глаголицу. Версия совершенно бессмысленная, противоречивая и нелогичная. Кириллица, как считается, создана на основе греческого алфавита. Вполне разумно и логично предположить, что именно Кирилл – автор этой азбуки, так как ему было проще использовать греческие буквы для создания новой системы письма. Однако в этом случае возникают закономерный вопрос. Кто автор глаголицы и, главное – когда она появилась?

Glagolitsa Zagreb

Глаголическая надпись в Кафедральном соборе в Загребе

Дело в том, что глаголица по вполне убедительным соображениям является более древней. Во-первых, самые старые дошедшие до нас славянские тексты написаны именно на ней. Во-вторых, имеются явные «переводы» текстов с кириллицы на глаголицу. В-третьих, есть памятники, на которых старый глаголический текст был удален, а сверху записан кириллический.

Если же предположить, что именно Кирилл создал кириллицу, то, значит, глаголица существовала до него! А этот алфавит никак нельзя вывести из греческого, и, получается, что он и был той самой собственно славянской системой письма! А это означает, что Кирилл не «изобретал» глаголицу, а просто воспользовался уже готовыми «русскими письменами», с которыми ознакомился в Крыму.

В 1997 году петербургским ученым М.Л. Серяковым в его монографии «Русская дохристианская письменность» были опубликованы результаты прочтения им памятников древней письменности которую он отнёс к «русской», назвав «княжеской».

По его мнению, эта письменность использовалась славянами очень долго: как минимум, с VIII по XIV века. Интересно, что М. Л. Серяков отмечает ее необычайное сходство и, следовательно, родство с древнеиндийской письменностью брахми и выдвигает гипотезу о происхождении брахми и исконной русской письменности из единого источника.

Основанием этого предположения может быть свидетельство арабского ученого Ибн Эль Недим. В 987 году Ибн Эль Недим закончил «Книгу росписи наукам » — труд, в котором помимо прочего содержится интереснейшее свидетельство существования письменности у «русов»:

«Русские письмена. Мне рассказывал один, на правдивость коего я полагаюсь, что один из царей горы Кабк (Кавказ) послал его к царю русов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезаемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения, но не знаю, были ли они слова или отдельные буквы, подобные этому».

Ибн Эль Недим говорит о существовании славянского докириллического письма и даже приводит в своем трактате рисунок одной надписи, вырезанной на кусочке дерева (знаменитая Недимовская надпись).

Nadimovskaya Zapis 2

Недимовская надпись, 986 г.

Знаки «русских письмен », воспроизведенных Эль Недимом, не имеют убедительных и последовательных аналогий ни в одной из известных систем письменности. Расшифровать эту надпись долго не могли, пока М.А.Серяков не предположил, что текст написан на древне- и раннесредневековом индийском алфавите брахми. В результате получилось довольно связное прочтение «Дай удачи тебе ратный бог».

В соответствии с предположением Серякова, корни русской письменности должны уходить, как минимум, во II тысячелетие до н. э., а может быть и в более отдаленные времена. Гипотеза М.Л. Серякова позволяет заглянуть в самые глубины общеиндоевропейской истории, а также дать ответы на многие вопросы, связанные с происхождением индоевропейцев вообще и русского народа, в частности. Она также очень хорошо согласуется с последними данными, полученными в ДНК генеалогии.

Еще один вопрос возникает в связи с использованием славянами европейской рунической письменности. Согласно устоявшемуся мнению, дохристианская руническая письменность была в ходу исключительно у германских племен, а предположения о принадлежности этой системы письменности также и славянам, хотя и высказывались неоднократно, но так и не были подтверждены неопровержимыми доказательствами.

В сочинении «О письменах » некоего «черноризца Храбра» говорится:

«Ведь прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но [читали] и гадали с помощью черт и резов. <…> Потом же бог человеколюбец <…> помиловал род славянский и послал им святого Константина Философа, названного (в пострижении) Кириллом <… > И создал (он) для них тридцать письмен и восемь, одни по образцу греческих письмен, другие же в соответствии со славянской речью ».

К сожалению, полный текст Храбра нам не известен. По его словам, помимо основной версии об изобретении славянской азбуки Кириллом, существуют и другие мнения, о которых он собирается рассказать в «другом месте». Но эта часть рукописи Храбра до нас не дошла, а может быть была сознательно уничтожена адептами православия?

Наибольший интерес в данном фрагменте Храбра представляет упоминание неких «черт и резов». Исследователями предпринимались совершенно разные способы истолковать это туманное место. Наиболее убедительное мнение высказал А.Д. Маневский, что «резы » вырезались (на дереве или камне), а «черты » — чертились (на глине или пергаменте).

Черты и резы обычно принято сравнивать со скандинавскими рунами. Руны – это знаковая система, родственная буквенному алфавиту. Часто руническому письму приписывают нечто более таинственное и глубокое, чем простое средство передачи языковой информации. Наиболее хорошо изучены скандинавские и тюркские рунические традиции. Славянские руны и их значения менее исследованы и понятны.

Runy Danii 2
Рунический камень из Дании.

Надпись переводится как «Чародеем будет тот человек, который разрушит этот памятник.

Существование у славян рун подтверждается многочисленными свидетельствами средневековых авторов. Когда германцы и датчане разрушали языческие капища, они сжигали, в том числе, и деревянных идолов, на которых были нанесены надписи руническим алфавитом.

Подробное описание подобного святилища Радегаста у города Ретры оставил епископ и хронист Титмар Мерзебургский (976–1018), двоюродный брат германского императора Оттона I:

«Около этих ворот стояло не что иное, как искусно устроенное из дерева капище, кровля которого лежала на рогах различных зверей, служивших для них подпорою. Внешняя сторона этого здания была украшена различными изображениями богов и богинь, которые, насколько можно было рассмотреть, с удивительным искусством были вырезаны из дерева; внутри же стояли, со своими именами на пьедестале, истуканы богов, сделанные рукою человека, страшные на вид, потому что они были в полном вооружении, со шлемом и в латах».

Описывая славянский храм (святилище) Ретры, Титмар Мерзебургский указывает на тот факт, что на идолах храма были нанесены надписи, выполненные “особыми”, негерманскими рунами. Было бы совершенно абсурдно предполагать, что Титмар, будучи человеком образованным, мог бы не узнать стандартные младшие скандинавские руны, если бы имена богов на идолах были бы начертаны ими. Дешифровка обнаруженных священных текстов прямо-таки взрывает господствующие ныне представления об истории христианства и русского ведизма. Помимо прочего он пишет и о том, как языческие славянские жрецы гадали при помощи плашек, на которых были нанесены руны:

«Тайно бормоча между собою, с яростью роются они в земле, чтобы посредством выкинутого жребия узнать исход сомнительного дела. Кончив это, они покрывают жребий зеленым дерном и под двумя на крест воткнутыми в землю кольями с краткою молитвою проводят коня, которого все считают священным; потом снова ищут тот знак, по которому они заключают о деле, и посредством этого как бы божественного животного находят предвещания для будущего.

Когда при обоих испытаниях последует одинаковый знак, тогда решаются начать дело; если же нет, то смущенные туземцы отказываются от предприятия».

Судя по описанию Титмара, речь идет о неоднократном метании неких «жребиев» с нанесенными на них знаками. Такая практика вызывает ассоциации с гаданием по рунам.

После разрушения храма его материальные ценности долгое время считались утерянными или украденными, пока часть их, спустя более полу-тысячелетия, не появилась на свет вновь. Бронзовые изображения богов и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце XVII века; значительно позднее их приобрел некто Андреас Готтлиб Маш, описал и заказал гравюры. Эти материалы были изданы им в 1771 в Германии. Его книга содержит гравюры более шести десятков скульптур и других предметов.

В России большинством исследователей эти предметы почитаются фальшивками, в то время как западные рунологи предпочитают следовать вердикту специальной комиссии, в течение двух лет изучавшей этот вопрос и постановившей, что предметы – подлинные. Кроме того, весьма убедительным доводом в пользу подлинности предметов из Ретры является тот факт, что первоначальным владельцем памятников был католический священник. От священника гораздо скорее можно было бы ожидать уничтожения памятников языческой религии (что и было им сделано в отношении части предметов), но уж никак не изготовления статуй языческих богов с языческими же письменами…

Древнейший (так называемый старший) рунический алфавит Футарк использовался до конца VIII века. Слово происходит от чтения первых шести букв старшего рунического алфавита: f, u, þ, a, r, k. В силу некоторых причин древнегерманский рунический алфавит называется «старшим футарком», а остальные — младшими алфавитами. Он состоял из 24 знаков, имевших фонетическое (не до конца ясное у нескольких знаков) и символическое значение.

Runen futhark
Runy 2

Письменные источники, позволяют судить о том, что славяне, или точнее русы возглавлявшие славян, пользовались письменностью еще до принятия христианства. Так, в летописях неоднократно упоминается о заключении ими неких письменных договоров с византийцами и, кроме того, известно, что Византия обычно заключала договоры на двух языках: греческом и на языке другой договаривающейся страны.

В договоре 944 г. Игоря с греками указывается, что Игорь посылает грамоты с послами к греческим вельможам. Очевидно, что невозможно посылать грамоты, не имея письменности. Пишут о существовании собственной письменности у русов и сами византийцы. Так, сообщает об этом Евтихий, умерший в 939 году, задолго до крещения Руси.

В договорах с греками упоминаются «Закон Русский» и «Устав Русский». При этом в более поздних текстах, посвященных утверждению Ярославом «Русской правды», сообщается, что князь дал новгородцам «Правду и устав». Исходя из этого, академик Черепнин высказал предположение, что упомянутые в договорах Олега (911 год) и Игоря (944) «закон» и «устав» – это свод законов типа более поздней «Русской правды» и его письменная запись. То есть – уже во время первых Рюриковичей существовал письменный свод русского права.

Ибн Фадлан, арабский посол в Волжскую Булгарию в 922 году, рассказывает о нравах и обычаях русов, прибывших по торговым делам в Булгарию. После ритуального сожжения умершего соплеменника русы оставили надпись на могиле:

«Потом они построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга (белого тополя или берёзы), написали на ней имя [умершего] мужа и имя царя русов и удалились»

Описывая в первой половине X века один из славянских храмов, арабский автор Аль Масуди упоминает некие высеченные на камнях знаки:

«Об этом здании существует рассказ о качестве его постройки, о расположении его разнородных камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения над восходом солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках, отмеченных в нем, которые указывают на будущие события и предостерегают от происшествий пред их осуществлением, о раздающихся в верхней его части звуках ».

Видимо, речь в этом отрывке идет именно о западных славянах, у которых была широко развита храмовая архитектура. В принципе не исключено, что «будущие события » были описаны не с помощью знаков письменности, а с помощью рисунков. Однако «предостережения» могут быть сформулированы только с по мощью слов, т.е. с использованием письменности.

На существование на территории расселения славян рунического письма указывают и многие археологические данные. Древнейшими из них являются находки керамики с фрагментами надписей, принадлежащей черняховской археологической культуре, обычно как бы учёными связываемой со славянами, но реально к славянам отношения не имеющей, так как датируется I-IV веками н. э. когда славян здесь ещё не было, а знаки на этих находках были определены как следы письменности.

Примером “черняховского” славянского рунического письма могут послужить обломки керамики из раскопок у с. Лепесовка (южная Волынь) или глиняный черепок из Рипнева, относящийся к той же черняховской культуре и представляющий собой, вероятно, осколок сосуда. Знаки, различимые на черепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фрагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифровка надписи.

Более ста руноподобных надписей и рисунков, процарапанных на костях животных и птиц, было обнаружено в 1976–1988 гг. во время раскопок у деревни Масковичи Браславского района Витебской области. Раскопки производились Л.В.Дучиц. Городище было военно-политическим, торговым и культурным центром на русско-латышско-литовском порубежье; судя по находкам, здесь присутствовали представители многих национальностей — славяне, скандинавы, балты.

Maskovichi

Внизу — кость с предположительно славянской надписью: «кн[я]зь т[о]»

К сожалению, отнести данные надписи к какому-либо языку не удалось. В большинстве своем надписи очень коротки и представляют собой нечитаемый набор руноподобных знаков или же просто насечек. Очень часто встречаются удвоенные или даже утроенные знаки — это наводит на мысль, что не исключено «магическое » толкование данных знаков.

Исключение составляет кость, на которой нанесено слово, которое может быть прочитано как славянское «кн[я]зь т[о] ». Рядом с рунами — изображение воина со щитом и мечом, что подтверждает правомерность именно та кого прочтения.

Чрезвычайно интересен славянский глиняный сосуд, обнаруженный в 1967 году при раскопках у с. Войсковое (на Днепре). На его поверхность нанесена надпись, содержащая 12 позиций и использующая 6 знаков. Надпись не поддается ни переводу, ни прочтению, несмотря на то, что попытки дешифровки были предприняты.

Так, одно время выдвигалось предположение, что, судя по количеству позиций, знаки эти могут быть начальными буквами названий месяцев, а надпись в целом — календарем.

Однако не существует, к сожалению, ни одного славянского языка, ни древнего, ни современного, в котором названия четырех месяцев начинались бы с одной буквы, трех — с другой, двух — с третьей, и оставшихся трех месяцев — с трех разных букв.

Еще одним археологическим доказательством нехристианского характера славянской письменности на ранних этапах ее развития являются находки писал. Примечательно, что ни на одном из писал нет христианской символики.

Pisala

Писала с языческими элементами. X–XI вв.

Как можно видеть на рисунке, дизайн писал имеет сугубо языческий характер — на них изображены мифологические животные, солярная и растительная символика. Представлены даже писала, являющиеся моделями четырехликих и восьмиликих идолов.

Раскапывая кладбище в селе Алеканово Рязанской губернии осенью 1897 года, дюны «Могилки», археолог В.А. Городцов обнаружил керамический сосуд со знаками, опоясывающими его по окружности, позиция (а), а через год нашел еще два черепка со знаками, позиция (б).

Aleksanovskaya Nadpis 2
Надпись на горшке и черепках из села Алеканово, X-XIвек

Сосуд изготовлен из глины с большим содержанием песка, не очень хорошо обожжен. По верху шейки нанесен орнамент, состоящий из небольших насечек. Все признаки (особенно шесть характерных височных колец) указывали на то, что захоронение было славянским. В.А. Городцов датировал его X–XI веком.

Тот факт, что сосуд был слабо обожжен и сделан из плохо промешанной глины, указывает на то, что сосуд изготовлялся наспех, специально по случаю похорон, а если это было так, то изготовление его должно быть местное, домашнее, а, следовательно, и знаки на сосуде сделаны своим местным или домашним писцом, т.е. славянином.

Городцов пытался прочитать эти знаки сам, но колебался между пониманием их как рун, как клейм, как русских княжеских знаков и как знаков собственности. Однако во второй публикации через год он уже не сомневается:

«Смысл знаков остается по-прежнему загадочным, но уже является более вероятности иметь в них памятники доисторической письменности. <…> Объяснить их как клейма мастера – невозможно, потому что знаков много <…> Остается одно более вероятное предположение – что знаки представляют из себя литеры неизвестного письма, а комбинация их выражает какие-либо мысли мастера или заказчика. Если же это верно, то мы имеем в своем распоряжении до 14 букв неизвестного письма».

На настоящий момент попытки расшифровки алекановской надписи следует признать неудачными, но есть предположение, что это локальная знаковая система, разработанная в племенном объединении вятичей.

Вероятно, не имеет смысла продолжать здесь список подобных памятников, число которых достаточно велико.

В целом, по вопросу существования дохристианской письменности у восточных славян можно указать на несколько основных фактов:

  1. Неясность с изобретением глаголицы и кириллицы. Если предположить, что Константин – автор кириллицы, получается, что существовавшая ранее глаголица может быть тем самым исконным древнеславянским или древнерусским письмом. Версия же о самостоятельном изобретении Константином практически «с нуля» глаголицы представляется совершенно неубедительной (зачем было придумывать новые буквы, имея готовый и уже апробированный на славянских землях греческий алфавит).
  2. Безусловное существование славянской рунической письменности, вероятно, имеющей сакральный характер. Об этом прямо сообщают западноевропейские источники, не доверять которым у нас нет ни малейших оснований, существуют и немногочисленные находки предметов с подобными надписями. Возможно, что черноризец Храбр, упоминая «черты и резы», имел в виду именно руны. Можно утверждать лишь одно, что дохристианская письменность «черт и рез» всё- таки на Руси была.
  3. Существование многих письменных источников о наличии на Руси какой-то письменности, не похожей на руническую. Это «руськие письмена» из жития Кирилла и Мефодия, сообщения Эль Недима, русские «Закон» и «Устав» из договоров с греками 911 и 944 годов и т.д. Насколько это была развитая и логическая система судить пока трудно.
  4. Наличие всеобщей грамотности на Руси (по крайне мере в Новгороде), зафиксированной практически сразу же после принятия христианства. При этом, находясь на позициях традиционной версии появления письменности у славян, крайне трудно объяснить наблюдаемую картину – быстрое, практически «взрывное» распространение грамотности, а затем её постепенное угасание в течение последующих веков.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Solve : *
17 × 1 =