Северный Сентинельский остров — один из Андаманских островов в Бенгальском заливе. Он находится к западу от южной части Южного Андамана и имеет площадь 72 км². Официально остров управляется Индией, как часть объединенной территории Андаманских и Никобарских островов (с 1947).
Северный Сентинельский остров — родина сентинельцев, проживающих на нём аборигенов, число которых в настоящее время оценивается приблизительно между 50 и 400 человеками. Поскольку никогда не было никакого соглашения с жителями этого острова, ни каких-либо записей о физической оккупации, посредством которых жители острова признали бы суверенитет Индии, остров существует в любопытном состоянии неопределенности, в соответствии с установленным международным правом и может быть представлен как суверенная сущность под индийским протекторатом. Поэтому он один из де-факто автономных регионов Индии.
Сентинельцы выглядят не как индусы, а как негроиды, или, если говорить на профессиональном антропологическом языке, — негритосы. Эта группа отличается темной кожей, небольшим ростом, около 140–150 см, и кудрявыми волосами.
В 1981 году капитан Фор участвовал в спасении команды из Гонконга сухогруза Примроуз, потерпевшей крушение рядом с Северным Сентинельским островом. Местные жители пробовали добраться до моряков и сразить их стрелами. Но случившийся шторм не способствовал этому, их примитивные лодки и луки неспособны были достичь цели. Кроме сделанных фотоснимков с дальнего расстояния, мало что известно о существовании сентинельцев и того, до какого времени может продолжаться такая изолированность.
Самое первое свидетельство существования этого народа появилось в 1771 году, когда британский инспектор сообщил о тусклом свете от жилищ, якобы расположенных в глубине острова. Дальше наблюдений дело не пошло, поскольку английским колонизаторам Андаманские острова тогда еще не принадлежали. Их завоевали 18 годами позже, в 1789-м.
Насколько известно, до 1950-х годов островитян не трогали, а вот в 60-е годы индусы открыли исследовательскую программу. Именно благодаря ей состоялись первые зарегистрированные визуальные контакты. Тогда один из антропологов в компании коллег предпринял несколько попыток высадиться на остров. Однако представители мужской части племени не были настроены общаться, они выбегали на берег и забрасывали незваных гостей градом стрел.
— Чуть позже для наведения контактов ученые стали оставлять на берегу продукты и некоторые предметы быта. Это традиционный способ «познакомиться» с неизвестными дикими племенами. Так им дают понять, что настрой у пришельцев мирный и они хотят найти общий язык, — поясняет антрополог Матусовский.
На пустынной части берега оставляли кокосы, домашних животных, в частности свиней, и разноцветные ведра. Исследователям было интересно, как аборигены будут реагировать на такие подарки и что будут с ними делать. Занятно, что фрукты они съели, но не посадили, свиней готовить не стали, но убили и закопали, а ведра забрали только красные.
Ещё один мирный контакт с племенем состоялся 4 января 1991 года. Это удалось сделать Т. Пандиту, который дистанционно наблюдал за островитянами более 20 лет и начиная с 1990 года регулярно оставлял на пляже дары. Так вот в день контакта группа из нескольких аборигенов просто подошла к лодке с учеными и один абориген даже залез в лодку. Контакт был не долгим и впоследствии аборигены все так же оказывали постоянную агрессию.
В январе 1991 года Мадхумала Чаттопадхай присоединилась к экспедиции на Северный Сентинельский остров. В тот момент она получала степень доктора философии в Американском национальном институте стандартов. Чтобы присоединиться к экспедиции, Чаттопадхай должна была предоставить чиновникам письменное согласие, что она или её семья не будут “требовать компенсацию от правительства в случае каких-либо травм или смерти”, как рассказала она National Geographic в декабре 2018 года. Чаттопадхай, которая сегодня работает в индийском правительстве, попала на борт тех миссий 1990-х годов после нескольких лет тщательного изучения племён, населяющих Андаманские и Никобарские острова, среди которых сентинельцы остались наиболее устойчивыми к внешним контактам. Она также знала некоторые слова на их языке. Она и её команда очень волновались, отправляясь на остров. Предыдущая экспедиция в 1990 году прошла не очень хорошо, так как сентинельцы встретили антропологов с привычной враждебностью. Однако её группа была готова сделать ещё одну попытку. Приблизившись к острову на маленьком судне и будучи замеченной сентинельцами, команда начала дарить им кокосы, которые они отправляли в плавание на волнах. Мужчины, охранявшие берега, были хорошо вооружены, но и довольно любопытны. “К нашему удивлению некоторые сентинельцы вошли в воду, чтобы собрать кокосы”, – рассказала Чаттопадхай, которую National Geographic попросил вспомнить миссию почти три десятилетия спустя. В условиях всплеска интереса к сентинельцам после смерти американского миссионера Джона Аллена Чо, для которого попытка установить контакт с ними в ноябре 2018 года оказалась смертельной, Чаттопадхай приняла приглашение рассказать о своём собственном опыте. Она рассказала, что когда мужчины-сентинельцы увидели кокосы, которые не растут на их землях, в воде, они начали пытаться добраться до них. Женщины и молодёжь стояли в стороне и наблюдали за этой сценой. Но даже в такие мирные моменты присутствовала опасность. “На пляже рядом с женщиной стоял молодой человек лет 19-20. Внезапно он поднял лук. Я обратилась к ним, чтобы они подошли и собрали кокосы, используя племенные слова, которые я узнала, работая с другими племенами в регионе”, – рассказала Чаттопадхай National Geographic. “Женщина толкнула парня локтем, и его стрела упала в воду. По настоянию женщины он тоже вошёл в воду и начал собирать кокосы”, – описала она сцену. “Позже некоторые соплеменники приблизились вплотную к лодкам и дотронулись до них. Этот жест, как нам показалось, указывал на то, что теперь они нас не боятся”, – рассказала она. Так на самом деле и было. Сентинельцы не вручили ответных подарков посетителям, но пригласили их посмотреть, где и как они живут. Миссия января 1991 года завершилась. Несколько недель спустя Чаттопадхай и её коллеги вернулись на Северный Сентинельский остров ещё раз. Теперь группа была ещё более многочисленной, и при приближении к берегу они обнаружили, что сентинельцы, как ни странно, были без оружия. По словам Чаттопадхай, во время этого визита представители племени забрались в их лодку и взяли полный пакет кокосов. “Они даже пытались забрать винтовку, принадлежавшую полиции, перепутав её с куском металла”, – сказала она. Но всё пошло наперекосяк, когда один из коллег Чаттопадхай попытался получить украшение из листьев от одного из мужчин-сентинельцев. Жест вызвал враждебность. Антропологи были вынуждены немедленно уплыть. После этого Чаттопадхай вернулась на остров ещё раз, но третьей попытке помешала погода, и на берегу не обнаружилось никаких коренных жителей. После этой поездки на более высоком уровне было принято решение, что экспедиции на Северный Сентинельский остров нужно приостановить.
Локальное правительство Андаманских и Никобарских островов после этого постановило, что у них нет намерений вмешиваться в жизнь сентинельцев и их среду обитания. На случай усиленного интереса со стороны искателей приключений и стрел на свою задницу правительство Индии предусмотрело в водах острова береговую охрану. То есть, если ты даже сможешь приблизиться к острову, то будешь арестован, оштрафован и отправлен восвояси. Кажется, сентинельцам все-таки удалось отстоять свою независимость от туристов. Хотя остров, вероятно, и пострадал от Цунами 2004 года в Индийском океане, наличие выживших людей было подтверждено, когда через несколько дней после цунами вертолёт индийского правительства наблюдал нескольких жителей, которые пускали стрелы в зависший вертолёт с явным намерением отогнать его. (Википедия)
В 2006 году сентинельские стрелки убили двух рыбаков, незаконно ловивших рыбу недалеко от острова. За телами послали вертолет, однако дикари оказались не из пугливых и обстреляли железную птицу из луков. Трупы так и не забрали. Но летчики увидели, что трупы все-таки закопали, поскольку ветер от лопастей обнажил не глубоко захороненные тела.
Исходя из наблюдений, стало понятно, что металлообработкой сентинельцы все-таки владеют. Железо они берут из моря, волны постоянно выбрасывают на берег разный мусор. Они умело вкрапляют обработанные куски в стрелы и копья. Помимо этого наблюдатели заметили, что у них есть три вида разных наконечников: острые — для охоты, рыбалки и тупые — для предупредительных выстрелов.
По словам антропологов, нет свидетельств того, что племя занимается земледелием или каким-либо элементарным производством. Это видно по снимкам, сделанным с вертолета. На земле нет проплешин, характерных для огородов. Судя по всему, островитяне живут за счет собирательства, охоты и, конечно, рыбалки. Нет у них и лодок. Сентинельцев ни разу не видели переправляющимися на другие острова или ловящими рыбу в каноэ.
— Про сентинельский язык мало что известно. Нет ни списка слов, ни примерных образцов. По-видимому, он принадлежит к группе андаманских языков.
После этого еще было несколько попыток контакта, которые провалились. Последняя попытка была зарегистрирована в 2018 году, когда американский миссионер Д. А. Чау хотел наладить контакт с племенем, но выпущенная стрела аборигена не позволила осуществить запланированную миссию.
Как бы современный человек ни хотел знать больше про диких людей, его все-таки останавливает угроза исчезновения таких редких для сегодняшнего времени культур. Благодаря государственной политике многие племена до сих пор не ассимилировались и не погибли. Их самобытность и аутентичность не ушли.
— Еще одно племя, проживающее на Андаманских островах, — джарава. Они внешне похожи на сентинельцев, невысокого роста, темнокожие и кудрявые. Джарава тоже находятся под защитой правительства. Но с этим народом, в отличие от сентинельцев, все-таки нашли общий язык. Начиналось общение так же. Им приносили подарки, продукты, какие-то предметы быта. Была даже история, когда одному больному парню из этого племени помогли местные полицейские, подобрав его и отправив в больницу. Тот, пока лежал, выучил хинди и стал переводчиком. Процесс ассимиляции пошел, — рассказывает путешественник Прилежаев.
Сыграла роль в процессе адаптации этого народа и близость к городам. Если сентинельский остров расположен в стороне, то территория расселения джарава проходит вдоль центральной части Андаман. Впрочем, индийские власти не поощряют контакты «гостей» с представителями племени — любая встреча может все-таки закончиться непредсказуемо.
— На архипелаге существует единственный путь, проходящий через всю цепочку островов. Поэтому, хочешь ты или нет, дорога будет лежать через территории джарава. Правительство создало своеобразную зону отчуждения, но с контрольно-пропускным режимом. Специально для этого сделали специальный вооруженный пост, который пропускает охраняемые автобусные конвои семь раз в день. Машины с людьми отправляются в определенное время и едут с огромной скоростью через территорию заповедника без остановок. Фотографировать, снимать на камеры все, что находится за пределами салона, запрещено. Иначе могут разбить технику без предупреждения.
— Охранительная практика существует практически везде, где есть подобные уникальные культурные объекты. Аналогичные примеры можно найти в Латинской Америке, Новой Гвинее, Бразилии. Правительство стран создает специальные ведомства для охраны местных малочисленных народностей. Так, например, в Бразилии создали государственную федеральную структуру — Национальный фонд индейцев, а в его рамках — отдел по изолированным народам, который и занимается курированием племен. В Индии тоже есть аналогичное ведомство — «Отдел помощи племенам»….
Pingback: Смерть «цивилизатора» беда для аборигенов Сентинельского острова — Вокруг Света