Кто в Новгороде призывал варягов…

Серафима Санкина, сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого “Кунсткамера” РАН в 2000 году в издательстве “Дмитрий Буланин” выпустила труд “Этническая история средневекового населения Новгородской земли по данным антропологии”. 110 страниц этой книги в основном заполнены таблицами измерений костных останков из древних могильников Новгородской земли. Санкину и антропологов из её исследовательской группы интересует, кто же этнически были древние новгородцы. Уж больно непохожа их бытовая, политическая и экономическая жизнь на остальных обитателей Руси.

Работа Санкиной и её сотрудников в прямом смысле слова состояла из обмера черепов и других костей.

***
Краткие выдержки из книги Серафимы Санкиной.
+++
На Северо-Западе происходила метисация групп населения с различными антропологическими характеристиками. Она нашла отражение в массовом сдвиге физических особенностей потомков древнерусского населения, начиная с рубежа XIII-XIV веков, в сторону финских групп северо-востока Европы. Собственно же древнерусские серии Новгородчины имеют иные антропологические особенности, которые, скорее, характерны для балтов.

+++
Новгородцы большей частью тесно связаны между собой. Из числа финских групп нашлись две близкие населению юго-восточного Приладожья и Хрепле. В основном же сближаются с новгородцами различные группы балтов, как правило, более грацильные ятвяги, пруссы и селы.

Только две западнославянские серии приблизились к новгородским: висляне Коньске (Которск) и население Нижней Вислы (Хрепле). Балтийские славяне демонстрируют гораздо больше общих черт с германцами, чем со словенами, что, может быть, объясняется взаимным влиянием этих соседствующих групп населения или общим субстратом.

+++
В результате кластерного анализа матрицы расстояний выделилось два очень сильно отличающихся кластера. Один из них составили ранние балты и часть латышей, эсты, пять новгородских групп (ранние Удрай и Озертицы, Заборье, Ольгин Крест и юго-восточное Приладожье). Второй кластер образован всеми остальными группами и имеет очень сложную структуру. Часть новгородского населения, как правило, более поздняя, объединилась с различными группами финнов, представляющими разные антропологические варианты.

Кривичи, вятичи, поляне, северяне и радимичи составили отдельный субкластер, в который вошла также которская группа. Серии Ижорского плато и юго-восточного Приладожья, позднее население Удрая, вискинцы, среднеднестровские славяне и дреговичи образовали несколько субкластеров с поздними литовцами и латышами, селами и ятвягами. Полоцкие кривичи, раннее население Пскова и эстонцы Отепя объединились в отдельный субкластер.

+++
Таким образом, в X-XIII веках вся западная пограничная область Руси (с северо-запада на юго-запад, от Новгородчины до Прутско-Днестровского междуречья ) была представлена населением более или менее сходного антропологического облика , объединяющего его с балтами, и ранними обитателями Эстонии.

#

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
14 × 13 =