Тохары

189-0069
Индоевропейская семья языков и, соответственно, народов была выявлена к началу XIХ века. Уже тогда стало ясно, что языки от санскрита до английского или испанского, включая греческий и славянские, родственны и происходят от одного праязыка, существовавшего давно. А на рубеже XIX и XX веков при раскопках в Турции были найдены таблички с клинописью, которую чех Грозный расшифровал, — это оказался язык хеттов, тоже родственный индоевропейским, но и сильно отличающийся от них.
Тогда же на северо-западе Китая, в Синьцзяне, были обнаружены таблички с индийской письменностью VI–VIII веков н.э., то есть времени перед образованием (далеко на западе) Киевской Руси; но язык был не индийский. Индийцы звали этот народ тохарами. Эти таблички тоже удалось расшифровать. Язык, точнее, два или три близкородственных языка оказались индоевропейскими, отличающимися от всех остальных (как и хеттский, но в меньшей степени).
То есть если считать, что хеттский отделился от индоевропейского корня раньше всех, то следующими оказались тохары. Значит, произошло это очень давно. Но тохарами их называли индийцы, и термин прижился в науке. Уйгуры называли их туграми; сами себя они именовали по городам, где расселились к моменту создания надписей, — арчи и кучан; тюрки звали их кюсян. Средневековые китайцы, которые знали царство Тухоло (Тохар) в Средней Азии, тоже не называли этот народ тохарами, но — то ли усунями, то ли юечжами, то ли как-то еще. Некоторые исследователи связывают их с кушанами, создавшими в Средневековье империю в Средней Азии и Северной Индии. (То, что тохары использовали индийскую письменность указывает на правильеость именно этого.)

Интересен этот народ своей удаленностью на восток, несмотря на родство с индоевропейцами. С этим согласуется то, что в окрестностях городов, где зафиксированы тохарские языки, в бассейне реки Тарим, обнаружены разновременные могильники, в которых естественно мумифицированные трупы — совершенно европеоидного облика. А усуней средневековые китайцы описывают как «людей с голубыми (зелеными) глазами и рыжими бородами, похожих на обезьян», с непривычным волосатым телом, т. е. уродливых, по китайским представлениям.
Язык и культура
Видимо, и греки эпохи Птолемея (ок. 200 года до н.э.) вели Шелковый путь именно от тохаров, называя их серами (от слова шелк). Цейлонские послы к грекам описывали серов как рослых, голубоглазых и рыжеволосых. Вообще, китайцы сообщали об обилии европеоидных народов на своей северной границе, что давно отмечено русскими исследователями. В китайском языке лингвисты выделяют группы слов, заимствованных от этих северян. Такие слова, как мак (лошадь), нган (гусь), лак из клак (молочный продукт) явно европейского происхождения — ср. ирл. марк (лошадь), нем. ганс и слав. гонсь (гусь), греч. галактон, лат. лак, готск. клак (молоко), — но в тохарских отсутствуют. А вот названия собаки (хьн из киуен; ср. слав. щен, лат. канис) и меда (миет) имеют тохарские источники (квем, мит).
В культуре и мифологии Китая и Дальнего Востока также есть европейский вклад: колесница, трехглазые боги, элементы образа дракона.
Загадочность тохар заключается прежде всего в их связи с индоевропейцами. Ведь на протяжении истории Великое переселение народов шло с востока на запад, по степной полосе — из Азии в Европу. А тут всё наоборот: народ европейского типа в глубинах Азии! Загадочность также в том, что до сих пор не удавалось найти археологическую культуру, подходящую на роль той предковой культуры, которая, отделившись от индоевропейского ствола, продвинулась далеко на восток в Северный Китай и, не вступая в контакты с индоиранским населением степей, много позже дала начало тохарским народам.
Одни считали предковой афанасьевскую культуру бронзового века в курганах Алтая и Минусинских степей в верховьях Енисея (III тыс. до н.э.); но она в тысяче километров севернее бассейна Тарима, близкородственна ямной культуре и, скорее всего, ираноязычна. Другие (в частности, я) уповали на более позднюю карасукскую, связывая ее с фатьяновской культурой Верхнего Поволжья. Но следов ее нет в бассейне Тарима, и с индоевропейцами ее трудно связать. Да и сами праиндоевропейцы не обрели надежного пристанища. Очаг происхождения индоевропейцев помещают то в Центральную Европу, то в Турцию и Закавказье, то в степи России и Украины, то в Индию… Куда же помещать ту территорию, где тохары от индоевропейского ствола отделились?

Депутат Алексей Ковалёв является депутатом с первых демократических выборов в Ленсовет — с 1990 года. Все свои отпуска он ежегодно проводит в дальних археологических экспедициях, куда отправляется начальником. В экспедициях и поездках в монгольский Алтай он изучал недавно выделенную китайцами и россиянами культуру, названную у нас чемурчекской.
Ковалёв правильно определил ее возраст (ее считали поздней) — ранний бронзовый век, первая половина III тыс. до н.э. Покойники оказались европеоидами. А главное, за более чем десятилетие Ковалёв обследовал множество памятников этой культуры. В невысоких курганах открылись типичные мегалитические сооружения — расписанные внутри огромные каменные гробницы для коллективных погребений; рядом стояли каменные статуи, в могилах — оригинальные сосуды, каменные и глиняные; а недавно он раскопал святилище, нечто вроде храма. И все эти вещи — абсолютно неизвестных на Востоке типов!
Вот когда пригодились наши семинарские занятия и обсуждение возможности дальних миграций. Открытый этим возможностям, Ковалёв рассматривал все наличные аналогии своих статуй и мегалитов, невзирая на расстояния. Вот когда пригодились панорамы мировой археологии, которые студенты нашей кафедры получали, в отличие от локальных археологов, археологов-краеведов. Ковалёв увидел ближайшие аналогии каменных гробниц Чемурчека — с многослойными каменными насыпями по периметру склепа — в Западной Франции. В Испании и Южной Франции нашлись точные соответствия росписям чемурчекских гробниц. В долине Роны — статуи, очень похожие на чемурчекские: с выпуклым валиком по контуру лица, с дисковидными глазами, с ожерельями из треугольных флажков-фестонов. Там же, в Южной Франции, в горах Юра, обнаружилась овоидная керамика без выделенного горла, как в Чемурчеке, и с теми же орнаментами. Все европейские аналогии были созданы в конце IV — начале III тыс. до н.э. — лет за двести до появления чемурчеков на Алтае. Алексей Ковалёв пришел к смелому, но вполне логичному выводу: чемурчекская культура пришла на Алтай, в Монголию и Китай из Западной Европы — из Южной Франции. Его большая сенсационная статья об этом в Российском археологическом ежегоднике за 2011 год так и называется: «Великая чемурчекская миграция из Франции на Алтай в начале третьего тысячелетия до н.э.». А что тут удивительного? Вандалы же пришли из Германии в Африку; мадьяры из-за Урала — в Венгрию; а норманны куда только не ходили… За те несколько тысяч лет, что их разделяют, техника передвижения существенно не изменилась.

Ковалёв убежден, что его чемурчеки — это тохары и, что они пришли из Франции. (Хотя скорее всего, и тохары и подобные им племена культура которых известна во Франции пришли из прикаспийских степей откуда происходят и другие индоевропейцы.)
В 2012 году вышла книга Ковалёва «Древнейшие статуи Чемурчека и прилегающих территорий», в 2015-м — солидный сборник отчетов о раскопанных в Монголии и Казахастане чемурчекских курганах. Число его научных статей — около сотни. Алексей Ковалёв избран в члены-корреспонденты старейшей археологической научной институции мира — Германского археологического института.

Лев Клейн

1 Комментарий

  1. admin (Автор записи)

    Древнейшие штаны.
    В гробнице Таримской впадины в Китае археологи, среди прочих артефактов, обнаружили брюки. По мнению ученых, это наиболее древний предмет подобной одежды. Возраст брюк составляет более 3000 лет.
    Исследователи полагают, что обнаруженные брюки использовались древними кочевниками и скотоводами для верховой езды. Лингвист Виктор Майр из Университета Пенсильвании убежден: « Находка, безусловно, подтверждает идею о том, что брюки изобрели скотоводы для верховой езды». Поездки человека верхом на лошадях, по предположениям ученых, начались более 4 000 лет назад, и тогда же появились первые брюки.
    Возраст самых старых брюк определили с помощью радиоуглеродного анализа и дизайна древней одежды. Они сделаны из трех кусков: по одному для каждой штанины и кусок для промежности. Кроме того, предмет одежды украшен плетеными элементами. Среди других предметов, найденных в захоронении, были кнут, боевой топор и лук, небольшая деревянная лошадь. Горячий и сухой климат Таримской впадины помог сохранить артефакты в хорошем состоянии на протяжении многих тысяч лет.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
28 + 1 =