Шимпанзе Уошо известна по её знанию языка жестов и общению с людьми с помощью них. Обучала Уошо языку жестов беременная исследовательница по имени Кэт.
Однажды произошло несчастье, и Кэт потеряла ребёнка. После этого она не появлялась на работе несколько недель.
Коллега Кэт Роджер Фут вспоминает: “Если люди, к которым Уошо привыкла, вдруг не приходили в обычное время, то после возвращения шимпанзе демонстративно их “не замечала”. Так она давала понять, что обижена. И Кэт после её возвращения Уошо встретила очень прохладно. Женщина пыталась, как могла, извиниться перед шимпанзе, но потом решила сказать правду. “Мой ребёнок умер”, – сказала она языком жестов. Уошо замерла, внимательно посмотрела на женщину, потом опустила глаза. После паузы она вновь посмотрела в глаза Кэт и показала знак, означающий “плач”, затем тронула её щёку и провела по ней вниз, обозначив дорожку, по которой у людей катятся слёзы. Позже Кэт призналась, что один этот знак рассказал ей о Уошо и её умственных способностях гораздо больше, чем относительно длинные и грамматически правильные предложения, которые она строила раньше”.
Уошо и сама потеряла двоих детёнышей. Один умер почти сразу после рождения (у него было больное сердце), другой успел получить имя Секвоя, прожил всего два месяца и умер от стафилококка.
После смерти детёнышей Уошо, исследователи решили дать ей на воспитание десятимесячного шимпанзе, которого назвали Лулис.
Один из специалистов вошёл в клетку к Уошо и сказал знаками “У меня есть ребёнок для тебя”. Шимпанзе пришла в необычайное волнение, стала издавать радостные возгласы и раскачиваться, без конца повторяя знаком “ребёнок”. Потом она показала “мой ребёнок”.
Исследователь сходил за Лулисом, и тут воодушевление Вашо исчезло. Она отказалась взять малыша, и продолжала показывать знаком “ребёнок”, но уже печально. Стало ясно: Вашо думала, что ей принесут Секвою.
На следующий день Уошо всё же приняла детёныша и сразу же стала учить его языку жестов – так же, как человеческие родители учат языку своих детей. На то, чтобы обучить маленького Лулиса первому знаку, у Уошо ушло восемь дней. Потом он освоил и все остальные знаки, которые знала его приёмная мать. Обучение Лулиса шло так же быстро, как в своё время шло обучение самой Уошо. Вскоре он мог общаться с людьми с такой же лёгкостью как и она.
При переезде из Нидерландов в Шотландию шимпанзе научилась называть яблоко на новом “языке”, переняв особенности произношения своих новых соседей и освоив звуки более низкой частоты. Первый задокументированный случай выучивания обезьяной иностранных выражений поставил под сомнение уникальность языковых способностей человека.
“Нам удалось продемонстрировать уникальную вещь. Гости-шимпанзе, приехавшие из Голландии, научились произносить слово “яблоко” на языке хозяев — шотландских шимпанзе. А значит, диалект приматов имеет лингвистическую структуру и отличен от эмоциональных всплесков”, — рассказывает ведущий автор исследования Кэти Слокомб (Katie Slocombe) из университета Йорка.
Команда Слокомб записала то, как произносят слово “яблоко” шесть местных приматов и семь прибывших их Нидерландов в 2010 году, еще до того, как обе группы стали жить вместе. Животных объединили в 2012 году, а в 2013 ученые уже получили первые результаты анализов вокализаций.
Голландские шимпанзе переучивались произносить звуки с шотландским акцентом постепенно. В конце исследования произношение обезьян практически не отличалось. Это означает, говорят ученые, что шимпанзе также могут учить “иностранные языки”, чтобы укрепить товарищескую связь с другими особями.
“Вполне возможно, что феномен обучения другому акценту может наблюдаться и в дикой природе. Известно, что дикие самки шимпанзе иногда меняют группу своего обитания с одной на другую. Было бы очень интересно узнать, меняют ли они акцент своих вокализаций при миграции”, — говорит Слокомб.
Данное открытие несколько меняет представления о способности людей к социальной адаптации. Судя по всему, попытки выучить чужой язык, чтобы больше понравиться новому сотоварищу или же быть лучше понятным на чужой территории, предпринимались задолго до зарождения человеческой цивилизации. Ведь этой способностью, как оказалось, владеют и наши ближайшие эволюционные предки.
Семнадцать лет наблюдений Кимберли Хокингс (Kimberley Hockings) из университета Брукса в Оксфорде (Великобритания) за поведением семей диких шимпанзе в местности под названием Боссу на севере Гвинеи, показали, что эти обезьяны пристрастились к пальмовому вину, которое они воруют весьма оригинальным способом у местных жителей.
“Некоторые особи выпивали примерно 85 миллилитров чистого спирта, что примерно равно бутылке вина. Выпившие обезьяны демонстрировали все признаки опьянения, и они часто засыпали через несколько минут после обильных возлияний. Кроме того, один из пьяных самцов начал вести себя крайне беспокойно”, — сообщила Хокингс.
В описываемом регионе Гвинем доход местных жителей зависит от “дикого” виноделия.
Когда местные гвинейцы отправляются в лес, они ищут не плоды или диких животных, а соцветия пальм из рода Raffia. Если верхушку ее цветка разрезать, то достаточно долгое время из него будет сочиться сироп, который через несколько часов забродит и превратится в пальмовое вино. Жители Боссу пользуются этим и прикрепляют к таким соцветиям пластиковые бутылки, куда стекает и где бродит сок пальм.
Первые же наблюдения за приматами показали, что шимпанзе научились извлекать вино из этих сосудов весьма оригинальным способом. Когда обезьяна находит бутылку, она срывает с соседних деревьев несколько листьев, частично пережевывает и сминает их, превращая их в своеобразную губку. Эту губку она заталкивает в сосуд, наполняет ее вином, вытаскивает и высасывает из нее жидкость.
Подобное поведение заинтересовало ученых, и они решили выяснить, что интересует шимпанзе – сок или алкоголь. Для этого они сопоставили долю спирта в вине в разное время суток с тем, когда обезьяны предпочитали посещать пальмовые “винзаводы”.
В этом сравнении ученые исходили из простого постулата – если бы приматам нравился сок, но не спирт и связанные с ними ощущения, то тогда бы они посещали пальмы в то время, когда сироп еще не успел сильно забродить. В противном случае они или бы предпочитали сильно перебродившее пальмовое вино, или же не имели особых предпочтений.
Как оказалось, шимпанзе охотно пили и вино с низким, и с достаточно высоким содержанием алкоголя, что говорит о том, что их все же привлекал спирт и опьянение, а не сладость сока рафий и его высокая калорийность.
Данное открытие интересно в том плане, что в конце прошлого года генетики выяснили, что общий предок человека и шимпанзе попробовал алкоголь и приобрел гены, которые позволяют нам переносить большое количество этанола, примерно 10 миллионов лет назад.
Открытие своеобразного алкоголизма среди шимпанзе в Гвинее говорит о том, что подобная мутация была не случайной — по всей видимости, эта необычная для мира приматов способность позволила нашим предкам поедать перебродившие фрукты, к которым не прикасались другие обезьяны, и тем самым занять относительно пустующую экологическую нишу.
***************
Память у человекообразных обезьян шимпанзе не хуже, чем у многих японских студентов. Как сообщают “Вести”, таковы данные теста, проведенного учеными университета Киото. В эксперименте участвовали группа молодых людей и три пары шимпанзе. Все приматы ранее были обучены считать от одного до девяти и распознавать цифры. Перед каждым испытуемым стоял сенсорный экран, в клетках которого горели несколько цифр. Затем их меняли на белые квадраты. Участник теста должен был нажать поочередно на все белые квадратики в порядке возрастания чисел. А иными словами – вспомнить, где какая цифра стояла.Итог ошеломил японских ученых. Обезьяны выполнили тест гораздо быстрее и точнее большинства студентов. Как передает ИТАР-ТАСС, ученый Тецуро Мацузава из университета Киото утверждает, что результаты эксперимента могут свидетельствовать о том, что в процессе эволюции мозг людей “перераспределил” свои возможности в пользу речи. То есть у человека лучше развит тот участок мозга, который отвечает за речь, и менее активна так называемая “короткая память”.Кстати, мужская спецодежда стоит недорого, а у маленьких детей, как утверждают ученые, данный вид памяти развит лучше, чем у взрослых, а с возрастом он теряется. В связи с этим Мацузава намерен в скором времени поставить аналогичный эксперимент, в котором примут участие шимпанзе и маленькие дети. Как сообщает BBCRussian, ученые отмечают, что мы, по всей видимости, недооцениваем степень разумности наших ближайших родственников, считая, что в вопросах памяти и других умственных задач шимпанзе сильно отстают от человека.”Люди, в том числе и многие биологи, до сих пор полагают, что человек опережает шимпанзе во всех областях, связанных с деятельностью мозга, – отметил Мацузава. – Никто и представить не мог, что шимпанзе – молодые шимпанзе, пятилетнего возраста – могут справиться с тестом на память лучше людей”.”Мы же впервые продемонстрировали, что молодые шимпанзе обладают фантастическими способностями по запоминанию и восстановлению в памяти последовательностей чисел, лучшей способностью, чем взрослые люди, тестировавшиеся на тех же приборах и с применением тех же процедур”, – добавил ученый. Доктор Лайза Парр, работающая с шимпанзе в центре приматов университета Эмори в американском городе Атланта, назвала результаты работы японских коллег “поистине революционными”. Их важность для понимания того, как у приматов развивались способности, необходимые для появления современного человека, просто беспрецедентна, считает она.”Это наши самые близкие родственники из всех живущих на планете, – отметила доктор Парр, – и, следовательно, как никто иной они могут информировать нас о нашем эволюционном наследии”. “Это исследование говорит нам о том, что такие сложные навыки в области кратковременной памяти могли играть куда более заметную роль в жизни древних людей, чем в жизни современных, возможно, в связи с тем, что впоследствии мы стали больше опираться на память, связанную с языковыми навыками”, – заключает эксперт.
*********************
**************
Шимпанзе узнали свою спасительницу через 20 лет
Январским утром 1974 года группе лабораторных шимпанзе, которые не видели солнечного света в течение шести лет, дали возможность покинуть свои холодные стальные клетки. Но они были слишком напуганы и не двигались с места. «Ещё ни разу за всю свою жизнь они не видели травы, неба, солнца… Поэтому просто застыли в дверных проемах и отказывались выходить», — рассказывает Линда Коэбнер, специалист по поведению животных.
Но, в конце концов, Линде, которая в то время была аспирантом, удалось помочь им выбраться из клеток на траву. Эти шимпанзе раньше использовались для исследований гетатита, а потом вакцина была создана, и они больше не были нужны.
Было решено поместить их в заповедник в южной Флориде, а задачей Линды было приспособить их к новой жизни. Линда провела с этими шимпанзе 4 следующих года. Она считает, что у людей и шимпанзе очень много общего, и что общение с ними помогает узнать нам больше о себе.
Адаптация прошла успешно, и пришло время расставаться. Линда уехала, её ждала другая работа. Только через 18 лет она вернулась, чтобы проведать их. Сначала держала дистанцию, потому что не знала, как обезьяны поведут себя, и узнают ли они её.
Наконец, приблизилась и протянула руку: «Ты помнишь меня?» Шимпанзе по имени Свинг широко улыбается и берёт руку Линды, обнимает её.
Потом к нему присоединяется шимпанзе Долл.
«Они прошли через такие страдания, и, тем не менее, простили людей», — говорит Линда. «Нам есть, чему у них поучиться».
98,8 процентов их ДНК схожи с ДНК человека, поэтому они считаются самыми идеальными объектами для тестирования лекарственных препаратов и вакцин. Недавно в США шимпанзе были признаны одним из исчезающих видов, поэтому испытания на них в этой стране скоро будут окончательно прекращены. Но пока сотни шимпанзе остаются в лабораториях и ждут освобождения. В других странах опыты на шимпанзе продолжаются. Хотя, например, в Индии сейчас стали отдавать предпочтение экспериментам на людях, используя для этого добровольцев из самых бедных слоёв населения. И как показывают результаты, это намного эффективнее.