ЭРВИН ШРЁДИНГЕР как богослов.

ЭРВИН ШРЁДИНГЕР – ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ

Нобелевская премия: Эрвин Шрёдингер (1887-1961) в 1933 году был удостоен Нобелевской премии по физике “за открытие новых продуктивных форм атомной теории”. Его труды стали также важным вкладом в развитие волновой теории материи и других основ квантовой механики. Шрёдингер признан основателем волновой механики.

Гражданство: Австрия.

Образование: доктор философии (физика), Венский университет, Австрия, 1910 г.

Профессиональная деятельность: профессор физики в университетах Штутгарта, Йены, Берлина, Цюриха, Оксфорда и Вены.

¦¦¦

1. Шрёдингер называл науку игрой, правила которой придумал Сам Бог:

“Наука есть игра, но игра не шуточная, игра в хорошо заточенные ножики… Если, к примеру, аккуратно разрезать какую-нибудь картинку на тысячу кусочков и

перемешать, а потом попытаться сложить ее снова – это все равно что решить головоломку.

В науке головоломку тебе задает не кто иной, как Господь. Он придумал и саму игру, и ее правила, которые к тому же ты можешь и не знать полностью. Тебе предоставляется угадать или определить на свой страх недостающую половину правил.
…Результат зависит от того, насколько количество истинных правил игры, навечно установленных Господом, больше числа ложных, порожденных вследствие твоей неспособности познать истину ; и если данное соотношение превысит некий предел, головоломка будет решена. Похоже, в этом и состоит весь азарт игры”. (Цит. по: Moore 1990, 348).

2. “…Меня очень удивляет, что научная картина реального мира вокруг меня настолько неполная. Она дает много фактической информации, приводя весь наш жизненный опыт в замечательно непротиворечивый порядок. Однако она хранит тягостное молчание в отношении всего того, что действительно близко нашему сердцу, что действительно имеет для нас значение. Она не может нам сказать ни слова о красном и синем, горьком и сладком, физической боли и физической радости; она ничего не знает о красоте и уродстве, хорошем и плохом, Боге и вечности.

Наука иногда притворяется, что ответила на подобные вопросы, но ответы эти часто настолько глупы, что мы не склонны воспринимать их серьезно”. (Шрёдингер, “Природа и греки”. – Ижевск: Научно-издательский центр “Регулярная и хаотическая механика”, 2001. – С.

76. – Перевод приведен с изменениями. – Прим. перев.).

3. Шрёдингер решительно отрицает мнение некоторых теистов об атеистической сути

науки:

“Разрешите сказать пару слов о пресловутом атеизме науки. Теисты снова и снова упрекают науку в атеизме, но без каких-либо на то оснований. Личностного Бога невозможно найти в такой модели мира, из которой изъято всё личностное.

Известно, что опыт общения с Богом так же реален, как непосредственное чувственное восприятие или ощущение собственной индивидуальности. Подобно им, Богу нет места в пространственно- временной картине. Я не нахожу Бога нигде в пространстве и времени – так говорит честный натуралист. И за это он слышит обвинения в свой адрес от того, в чьем катехизисе записано: Бог есть дух”. (Шрёдингер Э. Разум и материя. – Ижевск: Научно-издательский центр “Регулярная и хаотическая механика”, 2000. – С. 64-65 – Перевод приведен с изменениями. – Прим. перев.).

4. Шрёдингер утверждает, что технические изобретения человечества наносят ущерб природе:

“Серьезная ошибка технически ориентированной культуры заключается в том , что высшей целью представляется изменение Природы. Такая культура надеется занять место Бога, чтобы навязать божественной воле убеждения бренного разума”. (Цит. по: Moore 1990, 349).

5. В книге “Природа и греки” Шрёдингер пишет:
12

“Откуда я пришел, куда иду?

Наука ни слова не может сказать о том, почему нас радует музыка, или почему старая песня трогает нас до слез.
Наука хранит молчание даже в ответ на вопрос о великом Единстве – Едином Пармениде – часть которого все мы так или иначе составляем, и которому мы все принадлежим. Самое распространенное его название в наше время – Бог, с заглавной буквы.

Откуда я пришел, куда иду? Это великий непостижимый вопрос, встающий перед каждым из нас. У науки нет на него ответа”. (Шредингер, “Природа и греки”, 77 – Перевод приведен с изменениями. – Прим. перев.).

6. Уолтер Мур (почетный профессор физической химии в Сиднейском университете) вспоминает любимую цитату Шрёдингера из “Бхагавадгиты”:

” Кто видит, что Высший Господь равно во всех существах пребывает, Непреходящий в непреходящем, тот воистину видит.

Ибо везде равно пребывающего Господа прозревая, Он сам себе не вредит и так на высший Путь вступает” (Бхагавадгита 13:27-28).

(Walter Moore, Schrodinger: Life and Thought, Cambridge University Press, 1990, 349).

Шрёдингер говорил: “Эти прекрасные слова не нуждаются в комментариях. Милосердие и доброта ко всему живому (а не только к людям) прославляются как высшая из достижимых целей
– почти в том же смысле, что и “благоговение перед жизнью”, о котором говорил Альберт Швейцер”. (Цит. по: Moore 1990; 349, 477).

7. Шрёдингер отвергал материализм (теорию, согласно которой вся реальность исключительно материальна). Он утверждал, что сознание человека принципиально отличается от материальных процессов, происходящих в теле. “Сознание нельзя объяснить, пользуясь категориями физики, потому что сознание – абсолютно основополагающая категория, не объяснимая ни в каких других категориях”. (Schrodinger 1984, 334).

8. “Я не стану отвергать метафизику и даже мистицизм, потому что они играют важную роль во всем, что следует далее.
Мы, живые существа, все принадлежим друг другу. Мы все – члены, или аспекты, одного Бытия, которое в западной традиции называют Богом, а в Упанишадах – Брахманом”. (Цит. по: Moore 1990, 477).

В книге “Разум и материя” Шрёдингер писал: “И все же можно привести один аргумент в пользу мистического учения об “идентичности” всех разумов друг другу и высшему разуму – в противовес пугающей монадологии Лейбница. Решающим аргументом в пользу учения об “идентичности” является тот эмпирический факт, что сознание никогда не ощущается во множественном числе, только в единственном. Не только никто из нас никогда не сталкивался с более чем одним сознанием, но и не существует никаких косвенных свидетельств того, что это вообще когда-либо имело место. Если я скажу, что в одном и том же разуме не может быть более одного сознания, это покажется откровенной тавтологией – мы совершенно не способны представить противоположное”. (Шрёдингер Э. Разум и материя. – С. 54-55).

9. Ученый и писатель Кен Уилбер утверждает: “Моя книга “Квантовые вопросы” основана на том небезынтересном факте, что практически все великие первопроходцы современной физики
– такие, как Эйнштейн, Шрёдингер и Гейзенберг – в том или ином смысле были мистиками, что примечательно само по себе. Физика – самая точная из всех наук – наткнулась на мистицизм – самую тонкую из всех религий. Почему? И вообще, что такое мистицизм?
13

Я собрал работы Эйнштейна, Гейзенберга, Шрёдингера, Луи де Бройля, Макса Планка, Нильса Бора, Вольфганга Паули, сэра Артура Эддингтона и сэра Джеймса Джинса. Нет никакого сомнения в том, что все они были гениальными учеными (и все, кроме двух, были нобелевскими лауреатами). Но как уже упоминалось, удивительнее всего то, что все они придерживались глубоко духовного или мистического мировоззрения – что, казалось бы, неожиданно для ученых-

первооткрывателей”. (Wilber 1998, 16).

См. книги Шрёдингера:

– My View of the World. Cambridge University Press, 1964.

– Разум и материя. – Ижевск: Научно-издательский центр “Регулярная и хаотическая механика”, 2000.

– Природа и греки. – Ижевск: Научно-издательский центр “Регулярная и хаотическая механика”, 2001.

– Что такое жизнь с точки зрения физики. – М.: Атомиздат, 1972.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
24 − 24 =