История айнов

Айны — один из самых загадочных в мире народов. Они стали первыми поселенцами в Японии, но никто пока точно не может сказать, где находится их прародина. За тысячелетия своего существования айны подверглись тяжким испытаниям: завоевание, изгнание со своих земель, ассимиляция… Но этот удивительный народ сохранил и продолжает развивать свою культуру, а в будущее айны смотрят с оптимизмом.

«Инопланетяне» Восточной Азии: почему айны остаются загадочным народом для ученых и как они сохраняют свою культуру

О культуре айнов Vokrugsveta.ru рассказал лингвист, кандидат филологических наук Евгений Ужинин, который в настоящее время преподает в токийском Университете Васэда. Евгений заинтересовался этим народом еще в детстве, а впоследствии, став исследователем Университета Тиба, начал изучать айнов на профессиональной основе.

Атрибутами многих взрослых айнов-мужчин являются густая борода и усы. И этим они разительно отличаются от представителей других народов Восточной Азии. Да и чертами лица айны не очень похожи на азиатов — скорее, в их облике можно разглядеть черты европейцев или даже коренных жителей Австралии.

На исторической арене предки айнов появились около 15 тысяч лет назад как первые поселенцы на островах Японии. Именно они создали древнейшую японскую культуру Дзёмон, просуществовавшую более тысячи лет. Представители этой типичной неолитической культуры занимались охотой, рыболовством и собирательством. Постепенно ее носители расселились по всей Японии, а позднее, оформившись в айнов, и за ее пределами.

— Айны — не единственный, но один из наиболее ярких примеров народа, пришедшего как будто бы из ниоткуда. Как их антропологический тип, так и их язык не имеют аналогов в Японии и соседних странах. Уже давно в качестве главной утвердилась гипотеза, что айны пришли в Японию с юга — с каких-то островов Тихого океана. Исследования последнего времени показали, что айны имеют схожие черты с некоторыми малыми архаичными народами, проживавшими на Филиппинах, в южном Китае и в ряде стран Юго-Восточной Азии. Судя по всему, айны и эти народы — последние представители древней автохтонной расы, населявшей Восточную Азию до монголоидов. Ее представители были коренастыми и смуглыми, а также отличались повышенной волосистостью, — рассказывает Евгений Ужинин.

Исследователь подчеркивает, что этот древний антропологический тип до сих пор сохранился в Японии. Подобные аномалии во внешности объясняются тем, что в жилах многих японцев течет кровь ассимилированных когда-то предков айнов. Есть даже рода самураев, сохранившиеся с эпохи Дзёмон, например известный род Абэ, к которому принадлежал бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ, убитый в результате покушения в 2022 году.

— Когда я впервые увидел моего приятеля по имени Кента, то сначала решил, что он родом откуда-нибудь из Индии или Пакистана, хотя он этнический японец, — отмечает Ужинин.
«Инопланетяне» Восточной Азии: почему айны остаются загадочным народом для ученых и как они сохраняют свою культуру
Пожилой айн в традиционной одежде

Не менее интересен айнский язык, который делится на несколько диалектов, возникших в разных точках обширного ареала проживания этого народа. В нем есть грамматические нюансы, роднящие этот язык с наречиями некоторых малых народов и племен Юго-восточной Азии. Поразительно, но язык айнов в чем-то схож и с языками индейцев, населяющих тихоокеанское побережье Северной Америки. В нем можно найти и общие черты с языками народов Океании.

— Из примечательного — в айнском практически нет времен глаголов. Для него характерен строгий порядок слов, при котором глагол всегда замыкает предложение. Имена не склоняются. Еще одна особенность айнского языка — сложные глаголы, включающие в себя целый комплекс частиц и корней, сочетание которых порождает некое новое значение. Например, сложный глагол e-yay-ko-si-ram-suypa буквально переводится как «об этом-себе-свой-разум-раскачивать», означает «хорошо обдумать что-либо». Подобное языковое творчество показывает богатое образное мышление и раскрывает оригинальный менталитет айнов, тесно связанных с миром природы. А еще айны используют двадцатеричную систему счисления, — рассказывает лингвист.

У айнов существовало нечто вроде протописьменности. В первую очередь речь идет о петроглифах, обнаруженных на скалах в разных районах проживания айнов. В числе первых природу этих петроглифов пытался разгадать этнограф Бронислав Пилсудский — один из основоположников айноведения. Изучая айнов Сахалина, он обнаружил так называемые родовые знаки и знаки собственности, которыми коренные жители острова помечали охотничьи угодья, могилы, вещи… Позже Юрий Кнорозов, знаменитый исследователь письменности майя, лично посещал Курильские острова, чтобы изучить айнские петроглифы.

— Некоторые считают, что у айнов или их предков имелась и настоящая письменность. В качестве доказательства сторонники этой теории ссылаются на так называемые «Письмена богов» («Дзиндай модзи»). Это символы, обнаруженные в 1886 году на различных старинных предметах на острове Хоккайдо (а ранее их находили и на Хонсю). Вокруг них было сломано очень много копий, приводились разные варианты расшифровки. Но сейчас ученые склоняются к мысли, что это все же подделка, — говорит Ужинин.

Надо сказать, что у других предков нынешних японцев, прибывших из Кореи и Китая в III веке до н. э. (в японской истории эпоха, начавшаяся после их прибытия, именуется периодом Яёй), не получилось мирно ужиться с первыми поселенцами. В древнейших письменных источниках Японии рассказывается о войнах и походах, которые воины государства Ямато предпринимали против народа эмиси или эдзо — «волосатых людей». Противостояние продолжалось почти полторы тысячи лет, именно в ходе бесконечных войн с эмиси (протоайнами) и сформировалось самурайское сословие — каста профессиональных воинов.

Судя по всему, на тот момент уже далеко не все эмиси оставались примитивными охотниками и собирателями. Они начали создавать более сложные социальные системы и, будучи изначально довольно миролюбивым народом, стали по необходимости умелыми воинами. Однако японские хроники тех лет стереотипно описывают их как «варваров», не имеющих представления о семье, чести и долге.

Граница противостояния двух народов постепенно смещалась на север. Лишь к середине XV века японцы полностью отобрали у эмиси остров Хонсю и переправились на Хоккайдо, который тогда назывался островом Эдзо. Вплоть до второй половины XIX века постоянное японское население (самурайский клан Мацумаэ) занимало лишь небольшую территорию на юге Хоккайдо, остальная же часть острова оставалась в основном «страной айнов».

Все изменилось с началом эпохи Мэйдзи в 1868 году, когда Япония взяла курс на ускоренную индустриализацию, стремясь догнать ведущие мировые державы. Частью новой стратегии развития стало активное, в основном сельскохозяйственное, освоение Хоккайдо. Айнов решили сделать рядовыми подданными Японской империи: их заставляли менять имена на японские, запрещали отмечать некоторые традиционные праздники, мешали заниматься охотой и рыбной ловлей (например, объясняя это тем, что в ловушки, расставленные для зверей, могут по неопытности попасть японские поселенцы). Айнам навязывали японский язык и культуру, отправляя детей в японские школы. Те, кто упорно держался за язык и обычаи предков, подвергались всесторонней дискриминации. Поэтому многим айнам пришлось забыть свое происхождение, язык и обычаи.

— Тем не менее, даже на давно освоенном острове Хонсю до сих пор можно найти следы айнских топонимов. Например, многие небольшие реки, как на Хоккайдо, так и на севере Хонсю, носят названия, оканчивающиеся на «най» — «речка» по-айнски. Даже название знаменитой горы Фудзияма (которую в самой Японии считается правильным называть «Фудзи-сан»), по одной из версий, могло произойти от айнского «Хучи» («Фучи») или «Хунчи». Так айны звали богиню огня и домашнего очага, согласно преданиям, имевшую облик старушки. Среди топонимов острова Хоккайдо айнские названия составляют подавляющее большинство. Наконец, из языка айнов происходят названия всех Курильских островов, — поясняет Евгений Ужинин.

Завоевание Хоккайдо затянулось на два с лишним века. Хроники сохранили имя айнского вождя Сягусяина, который в 1669 году возглавил сопротивление завоевателям. Сначала ему сопутствовал успех — в двух сражениях айны под началом Сягусяина одолели японцев. Но силы оказались неравны. Подоспела крупная армия под началом самурая Мацумаэ Ясухиро, разбившая основные силы айнов. Сягусяин сдался и вскоре был убит вместе с остальными плененными вожаками восставших. Некоторые из повстанцев продолжали сопротивляться захватчикам вплоть до 1672 года.

Последний же эпизод японо-айнских войн имел место столетием позже. К тому моменту японцы успели завоевать южнокурильский остров Кунашир, где тоже жили айны. В 1789 году островитяне, доведенные до отчаяния японским купцом Хидая Кюубеем, взбунтовались.

Кюубей, стремясь как можно быстрее возместить сумму, заплаченную им японскому наместнику за право торговать на острове, безнаказанно грабил айнов и насиловал их женщин — чем и спровоцировал бунт. Разъяренные жители Кунашира разгромили японские поселения и фактории, ограбили торговцев, а потом высадились на Хоккайдо, убив там несколько десятков японцев.

Вскоре восстание было жестоко подавлено японцами, казнившими 37 зачинщиков. Начальник отряда карателей Араита Магосабуро позднее вспоминал: «Было вызвано на оглашение пятеро мятежников и убийц, зачитан приговор и им отрубили голову. Когда выводили шестого убийцу, из стен тюрьмы раздался шум и крики. Айны кричали „Пеунтанке!“ и ломали дверь узилища. Мы испугались, что оставшиеся айны сломают дверь и вырвутся на свободу, зарядили свои ружья и луки — и открыли огонь через окна тюрьмы по находящимся внутри преступникам. После этого мои воины ворвались внутрь и зарубили оставшихся в живых. Затем сразу была выставлена охрана вокруг лагеря, убитых вынесли на сопку и захоронили вместе».

Айны жили не только в Японии. Их поселения также возникли на Сахалине, в устье Амура, на Курильских островах и даже на крайнем юге Камчатки. Естественно, по мере того, как айны отступали под натиском японцев, они находили приют в других странах.

— Айны были очень мобильным народом — они пересекали моря и проливы на больших лодках-долбленках. Они вообще привыкли совершать длительные речные и морские путешествия — не только для переселения на новые места, но и по торговым делам, ради посещения родственников и т. д. Однако абсолютное большинство нынешних айнов проживают именно в Японии, если не считать очень небольших общин их потомков, сохраняющихся на российском Дальнем Востоке. Печально, что в России они не фигурируют в официальных документах именно как айны, а записаны, например, камчадалами или русскими, — говорит Ужинин.

Сложная судьба айнов в конце XIX — начале XX вв. во многом связана с историей острова Сахалин, где они когда-то жили в большом количестве. На остров претендовали и Россия, и Япония. Сначала два государства признали Сахалин совместным владением — так было прописано в первом в истории русско-японском дипломатическом соглашении, заключенном в Симоде в 1855 году. Но спустя 20 лет в Петербурге был подписан новый договор, по которому Россия разменяла Курилы на Сахалин.

Посетивший остров в 1890 году Антон Чехов несколько раз упоминает айнов в своих записках. Писатель сообщает: «Айно смуглы, как цыгане; у них большие окладистые бороды, усы и черные волосы, густые и жесткие; глаза у них темные, выразительные, кроткие. Роста они среднего и сложения крепкого, коренастого, черты лица крупны, грубоваты, но в них, по выражению моряка В. Римского-Корсакова, нет ни монгольской приплющины, ни китайского узкоглазия. Находят, что бородатые айно очень похожи на русских мужиков. В самом деле, когда айно надевает свой халат вроде нашей чуйки и подпоясывается, то становится похожим на купеческого кучера. Тело айно покрыто темными волосами, которые на груди иногда растут густо, пучками, но до мохнатости еще далеко, между тем борода и волосатость, составляющая такую редкость у дикарей, поражали путешественников, которые по возвращении домой описывали айно как мохнатых. И наши казаки, в прошлом столетии бравшие с них ясак на Курильских островах, тоже называли их мохнатыми».

Чехов пишет о ведшихся уже в то время спорах о расовой принадлежности айнов и о том, что их внешний вид ставит в тупик этнографов. Писатель характеризует этот народ, как «кроткий» и «безответный»:

«Они не воинственны, не терпят насилия; покорять, порабощать или вытеснять их было нетрудно. Из Азии их вытеснили монголы, из Ниппона и Матсмая — японцы, на Сахалине гиляки не пустили их выше Тарайки, на Курильских островах они встретились с казаками и таким образом в конце концов очутились в положении безвыходном»

АНТОН ЧЕХОВ
из заметок о путешествии на Сахалин

По итогам неудачной для России войны с Японией 1904–1905 гг. российские дипломаты Сергей Витте и Роман Розен сумели «выторговать» на переговорах в Портсмуте северную половину Сахалина. Южная же часть острова по условиям заключенного летом 1905 года договора осталась за Токио.

Созданная японцами на Сахалине префектура Карафуто просуществовала вплоть до августа 1945 года, когда СССР объявил войну Японии. Очень скоро японская половина острова была занята советскими войсками. На тот момент население префектуры Карафуто составляло свыше 400 тысяч человек, включая 40 тысяч бесправных корейских рабочих, завезенных японцами на остров в начале 1940-х. Всех их, кроме корейцев, в течение нескольких лет репатриировали в Японию — в том числе и подавляющее большинство айнов, которые официально числились японскими подданными. Впрочем, на тот момент их количество на Сахалине было уже относительно небольшим: в 1941 году айнов на Сахалине насчитывалось 1272 человека.

«Инопланетяне» Восточной Азии: почему айны остаются загадочным народом для ученых и как они сохраняют свою культуру
Семья Айнов на Сахалине, 1890 год. Фото Антона Чехова
Источник:
photo-fox / Alamy via Legion Media

По словам сотрудника Сахалинского областного краеведческого музея Константина Кузнецова, депортации айнов с Сахалина могло бы и не быть — во всяком случае, позже высказывались сожаления по этому поводу.

— Как впоследствии вспоминал первый советский руководитель Южного Сахалина Дмитрий Крюков, тогда айнов просто «проглядели». Была поставлена задача убрать с острова японцев, и айнов, уже обладавших к тому времени японскими именами и фамилиями, вывезли вместе с ними. Впрочем, в большинстве своем айны не возражали против отъезда в Японию, советская власть им казалась абсолютно чуждой, — констатирует Кузнецов.

В 1979 году этноним «айну» был вычеркнут из реестра «живых» этнических групп СССР. С тех пор официально считается, что на постсоветском пространстве этого народа больше не существует. Но формальная сторона вопроса, как это часто бывает, расходится с реальностью.

— Иногда к нам приезжают гости с Камчатки и рассказывают, что у них живут айны. Вернее, на Камчатке проживают небольшие группы людей, считающих себя айнами. Но это их личное мнение, которое не учтено в статистике, — рассказывает Константин Кузнецов.

Граждане России, считающие себя потомками айнов (таковых насчитывается более ста), уже несколько десятилетий просят включить айнов в реестр коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Однако успеха они пока не добились. Отказ связан в том числе и с тем, что айнский язык в России давно уже не употребляется: сахалинский диалект айнского окончательно исчез к 1980-м годам в связи со смертью его носителей. Последний из владевших этим диалектом айн по имени Такэ Асаи умер в Японии в 1994 году.

В настоящее время на территории Японии проживает не менее 25 000 человек, называющих себя айнами. Хотя на самом деле носителей айнской крови много больше — просто они предпочитают называть себя японцами.

— К концу прошлого века айнский язык в Японии уже практически не звучал. Айнов, не отказавшихся от своей идентичности, по-прежнему подвергали дискриминации — им нередко отказывали в трудоустройстве; некоторые японцы наотрез отказывались вступать с ними в родственные связи и т. д. — поясняет Евгений Ужинин.

Возрождение айнов началось лишь в 1990-е. Во многом оно стало заслугой политика Сигэру Каяно, одного из последних носителей айнского языка. Благодаря бабушке, рассказывавшей ему айнские сказки в детстве, Каяно ощутил интерес к своим национальным корням и посвятил жизнь их сохранению. Когда он вырос, то стал собирать айнские предметы быта и открыл музей. В 1987 году Каяно создал курс айнского языка, который сам же и читал на радио.

— Он написал около ста книг об айнах, их языке и культуре. В том числе Каяно подготовил двадцать восемь собраний традиционного айнского эпоса. Это устные предания под названием «юкар». В них рассказывается, в частности, о «плавающем мире» — земле людей Ainu Mosir, называвшейся так в противоположность земле богов Kamui Mosir. Согласно айнским поверьям, мир людей покоился на спине гигантской рыбы, движения которой вызывали землетрясения, — рассказывает Ужинин.

В 1994 году Сигэру Каяно сумел избраться в японский парламент, оказавшись первым в его истории депутатом айнского происхождения. В 1997 году он добился принятия «Закона о продвижении айнской культуры и распространении знаний о традициях айнов». Благодаря этому акту айнская культура попала под защиту государства. В 2008-м, уже после смерти Каяно, парламент Японии принял резолюцию, признающую айнов коренным народом Японии — и правительство с этим согласилось.

— Для айнов это стало большой победой, так как все предыдущие годы в Токио продвигали образ Японии как мононационального государства с одним коренным этносом — собственно японцами. Именно из данной несправедливости вытекала дискриминация айнов, с которой удалось покончить, — говорит лингвист.

В последнее время в Японии повысился и интерес к культуре Дзёмон — о ней пишут книги, снимают документальные фильмы. В апреле 2019 года был принят «Закон о мерах по созданию общества, в котором уважается гордость народа айнов». Появились программы подготовки учителей айнского языка, литераторы, пишущие на этом языке, и даже рок-музыканты, сочиняющие и исполняющие на нем песни с использованием «электроверсий» традиционных айнских инструментов.

Ныне айнский язык изучают не только отдельные неравнодушные интеллигенты, но и большое количество детей. На Хоккайдо на нем дублировали объявления в автобусах одной из местных линий. Все это дает надежду на выживание айнской культуры и языка.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
19 − 18 =