Не претендуя на истину,
не посягая на секреты,
а токмо общедоступной информации на основании.
(А_Ланов)
Был такой опыт: катушку с намотанным проводом, подсоединённым обоими концами к скользящим контактам, к которым был подключён гальванометр (амперметр по-нашему) раскручивали до большой скорости, а потом резко останавливали. В момент остановки гальванометр фиксировал короткий, но чёткий импульс электрического тока.
Вопрос, откуда ему там взяться, току этому, если ничего, производящего ЭДС (электро-движущую силу) там нет?
Ответ: из инерции электронов.
В металле электроны представляют собой нечто вроде «электронной жидкости», «разлитой» между атомными ядрами кристаллической решётки металла. Набрав скорость при раскручивании вместе с атомами, электроны, в отличие от последних, при резком торможении могут пролететь по инерции некоторое расстояние. Вот этот момент упорядоченного движения электронов и фиксирует гальванометр при торможении катушки как электрический ток.
При плотности тока 10 ампер/кв. мм, направленная составляющая движения электронов равна всего 1 мм/сек. При этом медный проводник с таким же сечением разогревается до грани расплавления – вот такой серьёзный нагревательный эффект производят электроны даже при такой мизерной скорости. А представьте, если при резком торможении они по инерции полетят со скоростью в тысячу, в миллион раз быстрее? Не представляете?
Подсказываю: произойдёт взрыв – взрыв металла.
Но и это ещё не всё. Ещё до ВМВ было замечено, что при попадании пули или снаряда в броню, тепла выделяется многократно больше кинетической энергии снаряда. Причина такой «аномалии» та же – инерция электронов. Только дело уже не в импульсе электрического тока, а совсем в другом. Электроны, утекая при ударе снаряда по инерции вперёд, своим движением создают магнитное поле и этим же полем “выжимаются” в одну сторону, что вызывает их дефицит в другой, где отталкивающиеся друг от друга ионы лишаются “удерживающей” функции электронов. Устойчивость кристаллической решётки металла обеспечивается равновесием кулоновских сил между положительными ионами атомов и отрицательной «электронной жидкостью». Теперь представьте, что все электроны сбежали. Представили? Что будет с ионами металла сердечника, когда удерживание их в кристалле исчезло, и все они со страшной силой начнут отталкиваются друг от друга?
Правильно! Произойдет взрыв. Энергия связи в кристаллической решётке металлов примерно в два раза больше, чем та, которая высвобождается при взрывном окислении тротила. То есть, на первый взгляд взрыв должен быть не сильно больше обычного ВВ – разика в два. Но дело в том, что время высвобождения этой энергии в сотни раз меньше, чем при химической реакции окисления в тротиле. Из-за этого разрушительная сила кулоновского взрыва может в 1000 раз превышать мощность обычного ВВ. Конечно, это не ядерный взрыв. Но сравнимый – сильно больше, чем от экзотермических реакций окисления, проходящих в том же тротиле.
Чтоб вы понимали, 1 кГ урана-235 при полной реакции всех его ядер приводит к взрыву, эквивалентному 20 млн. кГ тротила. Точнее, должен привести, ибо в реале успевают прореагировать всего несколько процентов вещества – в первой атомной бомбе даже 1% не набралось (лично считал ). То есть, в реальности 1 кГ ядерного заряда будет эквивалентен примерно 1 млн. кГ тротила (или 1-й килотонне). 1 кГ металла при кулоновском взрыве высвободит энергию, эквивалентную, примерно, 1000 кГ тротила. Тогда 100 кГ болванка окажется эквивалентной 100 тоннам тротила, что, действительно, сравнимо с ядерным зарядом малой мощности. Таким образом, кулоновский взрыв может занять «промежуточное» значение между обычным и ядерным зарядами. Есть предположение, что именно кулоновский взрыв приводит к исчезновению железных метеоритов – при очень большой скорости они взрываются без следа и осколков. Объяснить это одним лишь нагревом об атмосферу не получается.
Кто сильно заинтересовался, вот вам литература из интернета: