В постведический период, примерно в то время, когда были написаны некоторые основные Упанишады, в древней Индии появилось множество неортодоксальных школ, которые были в основном атеистическими, материалистическими или агностическими по своей природе. И у них было довольно много последователей.
Эти школы поставили под сомнение религиозный авторитет Вед и бросили вызов преобладающим верованиям и практикам ортодоксальных школ индуизма.
В различных текстах того времени упоминаются имена нескольких неортодоксальных учителей и школ, которые приобрели известность в постведический период древней Индии.
- Санджая, который ставил под сомнение существование души и сосредоточился на достижении мира.
- Пурана Кашьяпа, веривший в творение без причины и пассивную природу души.
- Аджита Кеша Камбали, который предложил материалистическую философию, дискредитирующую интуитивное знание, ведические ритуалы и просветление совершенных учителей. Он признавал только четыре элемента: землю, воду, огонь и воздух.
- Госала, который проповедовал фатализм и аналитически предопределял развитие событий, над которыми люди не имели контроля.
- Чарваки — атеистическая и материалистическая школа, признававшая только чувственное восприятие (пратьякшу) и рассматривавшая счастье или наслаждение как конечную цель человеческой жизни.
- Прахаду Катяна, который определил душу как шестой элемент и считал, что боль и удовольствие возникают в результате перестановки и комбинации элементов.
Из всех этих философов школа Чарваки была наиболее известной.
Последователи этого учения предложили приземленный подход к наслаждению жизнью, который резко контрастировал с теологическим мировоззрением распространенных тогда духовных философий. Ведь большинство из них предлагали суровые аскезы и ограничения, йогическую отстранённость от мира и жертвоприношения как основные средства освобождения.
Чарваки приобрели известность в период после Ригведы, но до рождения Будды (567 г. до н.э.). Свое название они получили за присущую им софистику и полемические споры.
Слово «чарвака» означает сладкоречивых людей или дословно тех, кто «тщательно пережевывает свои слова».
Чарваки верили в существование души, которая жила и умирала вместе с телом, в отличие от ведической веры в существование бессмертной души или буддийской веры в несуществование души.
Они считали, что единственной целью человеческого существования должно быть счастье и гармония, что нужно жить, избегая боли и страданий, насколько это возможно. Для них духовная практика означала сохранение ума и тела стабильными и здоровыми путем максимального удовольствия и наслаждения, и сведения к минимуму боли и страданий не только для себя, но и для других.
Это очень близко к идеям гедонизма Древней Греции.
Из-за идей материализма и мирской ориентации чарваков также называли локаятами (сторонниками мирского).
Мало что известно о том, как возникла школа Чарвака. Согласно некоторым исследованиям, первоначально она была основана Брихаспати и популяризирована Чарвакой, в честь которого школа и получила свое название. Гуру Брихаспати(из ведического пантеона), вероятно, был мифической фигурой, в то время как Чарвака, вероятно, – историческая личность со своими последователями.
Учения этой школы были собраны в Чарвака-сутру или Локаята-сутру. Возможно, его написал сам Чарвака или его последователи. К сожалению, этот текст не дошел до наших дней. По сохранившимся упоминаниям в других источниках той эпохи, можно судить о том, что философия чарвака была явно индийской, хотя и имела некоторые общие черты с теориями ионийцев, атомистов и софистов, которые процветали в Греции между VI и IV веками до нашей эры.
Знания о чарваках ученые черпают в основном из четырех традиционных работ: «Прабодха Чандродайя» Кришны Мишры, «Сарва Даршана Самграха» Мадчавачарьи, «Сарва Сиддханта Самграха» Шанкары и «Таттвопаплавасимха» Джаяраси Бхатты.
Эти произведения были написаны спустя много времени после того, как чарваки перестали быть силой, с которой приходилось считаться в социальной среде древней Индии. За исключением Джаяраси, авторы этих текстов относились к чарвакам с презрением и ссылались на них в своих работах либо для того, чтобы опровергнуть их идеи, либо представить их в контрастной форме, чтобы более выигрышно представить свою собственную философию.
Прямое восприятие было у чарвкаков единственным способом познания вещей. Все другие средства познания, такие как умозаключения (анумана), свидетельства (шабда прамана) писаний, интуиция и сны, считались ложными, ненадежными и ошибочными.
Чарваки считали творение мира следствием не воли Бога-творца или Брахмана, а смешением 4 элементов.
Лишь чувства являлись, по их мнению, единственным надежным средством истинного и достоверного знания. Они признавали два вида восприятия: внешнее и внутреннее. При внешнем восприятии чувства находились в непосредственном контакте с объектами мира, а при внутреннем восприятии разум перехватывал знания, передаваемые органами чувств.
Чарваки полностью нарушили традицию и выступали против кастовой системы, проведения жертвенных ритуалов, ношения религиозных знаков и соблюдения религиозных обязанностей.
Поскольку они не верили в существование кармы, рая и ада, они призывали людей игнорировать устоявшиеся моральные принципы и сделать наслаждение единственной целью своей жизни.
Школы Чарвака, Миманса, Санкхья были наиболее атеистическими, но некоторые школы, такие как классическая йога и джайнизм, тоже не признавали Бога-творца.
Веды сосредоточены на поклонении множеству индивидуальных божеств, тогда как Упанишады представляли себе Брахмана, Верховного Бога вселенских измерений, которого также называли Богом-Творцом, населяющим и охватывающим миры, которые он создал.
Шиваизм и вайшнавизм олицетворяли Брахмана как Шиву и Вишну соответственно и пропагандировали бхакти, или целеустремленную преданность, как лучшее средство к освобождению. Преданные Шакти, с другой стороны, видели Богиню-Мать как высшую, вечную, универсальную и первобытную материю и динамику энергии, охватывающую и населяющую все проявления и способную наполнить человеческий разум и тело высшими формами энергии и сознания. Некоторые из этих школ поощряли свободное исследование духовности, чтобы преодолеть барьеры ума и слепой приверженности религиозным авторитетам.