Транс­куль­тур­ный сей­мин­ско-тур­бин­ский фе­но­мен и его китайский исток…

В китайских источниках есть информация о двух братьях: Мэн Си (Ван Мэне) и Чжун Яне. Они служили сановниками у Тай-у, императора царства Шан, потомка Чэн Тана, основателя этого царства.

Тай-у правил в 1637-1562 годы до н.э. Поэтому братья могли служить ему в XVII или в XVI веке…

И вот однажды император отправил братьев с людьми к Сиванму, владыке или владычице Запада, чтобы они достали у него лекарство бессмертия. Владения Сиванму простирались тогда до Тяочжи, то есть до Малой Азии (Турции). Поэтому братьям предстояло длинное путешествие из Китая далеко на запад. Как же они шли?

Согласно китайским преданиям, Мэн Си и его люди не дошли до цели, то есть до Сиванму, а поселились где-то среди гор и лесов….

Транс­куль­тур­ный сей­мин­ско-тур­бин­ский фе­но­мен, позд­не­го брон­зо­во­го ве­ка (4-я четв. 3-го – 1-я четв. 2-го тыс. до н. э.) Северной Ев­разии – от Сая­но-Ал­тай­ско­го ре­гио­на, тер­ри­то­рии Мон­го­лии и Синь­цзя­на до Фен­но­скан­дии и Мол­да­вии…

Основной при­знак с.-т. ф. – раз­ви­тые фор­мы бронзо­во­го ору­жия (главным образом на­ко­неч­ни­ков ко­пий, то­по­ров-кель­тов, ножей-кин­жа­лов с на­вер­шия­ми ру­ко­ятей в ви­де фи­гу­рок ло­ша­дей, быков, ло­сей, змей и др.), вы­пол­нен­но­го тон­ко­стен­ным лить­ём, освоение и ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние ко­то­ро­го яви­лось тех­но­ло­гическим рывком в ме­тал­ло­об­ра­бот­ке Северной Ев­ра­зии. По­ка­за­тель­ны и так называемые жертвен­ни­ки-ме­мо­риа­лы – вы­ло­жен­ные в зем­ле на не­боль­шой глу­би­не груп­пы ме­тал­лич. ору­дий, оружия, ка­мен­ных на­ко­неч­ни­ков стрел. Остат­ки че­ло­ве­че­ских за­хо­ро­не­ний встре­ча­ют­ся как ис­клю­че­ние. Изобра­же­ния на кин­жа­лах и пет­рог­ли­фах в пред­горь­ях Ал­тая, Тянь-Шаня, в Синь­цзя­не, ко­то­рые ико­но­гра­фи­че­ски свя­зы­ва­ют­ся с с.-т. ф., сви­де­тель­ст­ву­ют о ско­то­вод­ст­ве и одо­ма­шнен­ной ло­ша­ди; изо­бра­жения на кин­жа­ле из Рос­тов­ки и «мас­ках жре­цов» из Га­лич­ско­го кла­да – о мон­го­ло­ид­но­сти час­ти но­си­те­лей сей­мин­ско-тур­бин­ско­го фено­ме­на.

Ре­ги­он фор­ми­ро­ва­ния с.-т. ф. при­мы­кал к Джун­гар­ским Во­ро­там на грани­це ме­ж­ду куль­ту­ра­ми Вос­то­ка и За­па­да Ев­ра­зии.

Джунгарские ворота – узких проход на границе между Китаем и Казахстаном.

Стре­мительное продви­же­ние, су­дя по все­му, от­но­си­тель­но не­мно­го­численных ми­ли­та­ри­зован­ных от­ря­дов всад­ни­ков на вос­ток при­ве­ло к взаи­мо­дей­ст­вию с елу­нин­ской куль­ту­рой, кро­тов­ской куль­ту­рой, оди­нов­ской куль­ту­рой. В этом ареа­ле к дви­же­нию на за­пад основных но­си­те­лей с.-т. ф., ви­ди­мо, при­сое­ди­ни­лись груп­пы под­виж­ных лес­ных охот­ни­ков и ры­бо­ло­вов из бас­сей­на Верх­не­го Ени­сея и При­бай­ка­лья… От Ир­ты­ша до Вол­го-Кам­ско­го ре­гио­на по ме­тал­лич. ору­жию и гли­ня­ной по­су­де фик­си­ру­ет­ся взаи­мо­дей­ст­вие с.-т. ф. с син­таш­тин­ской куль­ту­рой, аба­шев­ской куль­ту­рой. От­ря­ды, про­дви­нув­шие­ся в эти и др. ре­гио­ны, вско­ре рас­тво­ри­лись сре­ди ме­ст­но­го на­се­ле­ния…

Сразу можно обратить внимание на то, что сеймино-турбинские воинские дружины, стремительно прошедшие с востока на запад от Китая до Молдавии, в результате образовали не, как обычно, некую археологическую культуру, а особый археологический ФЕНОМЕН!!!

Уже только один этот факт заставляет нас обратить особое внимание на эти древние дружины конников. И ведь что интересно, они во время своего похода не устраивали резню местного населения, хотя и были воинами, а привнесли с собой для местного населения высокое мастерство , новую технологию бронзового литья. Получается, что они для многих племён Сибири и Восточной Европы были выдающимися культурными героями!!!

Так кто же был этими героями древности?

А вот что написано о них же сегодня в Википедии:

Се́йминско-ту́рбинский межкульту́рный (транскульту́рный) фено́мен — общее наименование археологических памятников со специфическими бронзовыми находками, распространившихся по лесной и лесостепной полосе Евразии в 2150—1600 годы до н. э.

Термин охватывает характерные металлические изделия, обнаруженные в большом количестве погребений на огромной территории Евразии, протянувшейся от Финляндии до Монголии. Формы оружия и орудий, костяные пластинчатые доспехи, нефритовые украшения ранее вообще были неизвестны в большинстве культур Северной Евразии. Фактически все основные сейминско-турбинские некрополи приурочены к крупным водным магистралям и часто к устьям больших рек, однако до сих пор неизвестны поселения, которые были бы связаны с этими могильниками воинов-кочевников, владевших металлообработкой, использовавших конницу и двухколёсные колесницы. свидетельствуют о заметном участии прототохарского (точнее — уже пара тохарского) компонента в сейминско-турбинском транскультурном феномене.

Что ещё известно археологам?

Вот строки Уральской Исторической Энциклопедии: СЕЙМИНСКО-ТУРБИНСКИЙ ТРАНСКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН распространения археологических памятников со схожими металлическими вещами на широкой территории, начиная с XVI в. до н.э. в лесной и лесостепной зонах Евразии – от Саяно-Алтая до северной половины Европы… Датировка сейминско-турбинских памятников позднее XV в. до н.э. практически исключается.

Здесь археологи всё-таки уточняют то время, когда именно сеймино-турбинские дружины начали свой стремительный поход из Китая в Восточную Европу и добрались до Молдавии и Греции. Это был XVI век до н.э. А исчезли они в XV веке.

А вот строки из многостраничной книги по археологии “Эпоха бронзы лесной полосы СССР”:

Едва ли в истории народов бронзового века северной половины Евразии удастся отыскать культурный феномен, способный сравниться по яркости, самобытности и характеру своего проявления с сейминско-турбинским. Степень его воздействия на историю этих народов была чрезвычайной. С ним связываются кардинальные инновации в металлургическом и металлообрабатывающем производствах в культурах, располагавшихся на обширнейших территориях. Это были племена не только металлургов, но и воинов-коневодов. Характер их оружия и военной организации оказались в середине II тыс. до н. э. столь совершенными, что эти люди смогли в очень короткий отрезок времени преодолеть в своих походах-миграциях многие тысячи километров западносибирских лесостепей и тяжелой заболоченной тайги, перевалить Уральские горы и выйти на лесные равнины Восточной Европы.

Вот другие строки из этой же книги:

Уникальны не только типы сейминско-турбинских металлических изделий — наконечников копий, кельтов и ножей-кинжалов, но и характер их некрополей. В громадном большинстве случаев в могилах отсутствуют человеческие останки. Как правило, не ставили в могилы и керамической посуды. Их кладбища лишены курганных насыпей и других надмогильных сооружений. Погребальный инвентарь раскрывает характер основной деятельности погребенных: металлическое, каменное и костяное оружие, костяные защитные доспехи говорят о том, что это были воины. Бронзовое оружие нередко втыкалось в дно, стенки или край могилы. Эти памятники резко отличаются от некрополей всех евразийских культур.

До сих пор для археологов остаются неизвестными поселения сейминско-турбинского типа, хотя разнообразных гипотез и предположений высказывалось очень много. Этот феномен проявился на территориях, занятых памятниками разнообразных культур и общностей, но и поныне характер контактов сейминско-турбинских популяций с окружавшими их племенами остается во многом загадочным и дискуссионным. Их «этническим знаком» служило бронзовое совершенных форм оружие, которым не пользовались другие народы…

Дорогие друзья!
Недавно один из моих читателей задал мне вопрос о происхождении загадочной  сеймино-турбинской археологической культуры.

На этой карте можно увидеть, где конкретно находятся скопления археологических памятников сеймино-турбинцев. Как можно заметить, они протянулись от Джунгарских ворот через Западную Сибирь, Урал, Поволжье и до Молдавии, то есть до Дуная.

Получается, что некие воинские дружины мастеров прошли длинный путь от Китая не только до Молдавии, но даже до Греции.

Ворвавшись вихрем в море евразийских народов, сейминско-турбинские племена вскоре исчезли. Они были немногочисленны: часть их, видимо, погибла в воинских схватках, часть растворилась в местной этнической среде. Яркая страница истории завершилась, но память об этих народах воинов-металлургов сохранилась.

#

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
2 × 12 =