Международная группа ученых завершила под Улан-Батором раскопки курганов цивилизации хунну. Идейный вдохновитель и руководитель российской части экспедиции, доктор исторических наук, профессор Наталья Полосьмак.
Историки по сей день практически ничего не знают о том, откуда пришли хунну, как они выглядели, на каком наречии говорили.
Более или менее достоверно известно лишь то, что племена хунну объединились на рубеже III и II веков до нашей эры, а история их империи прослеживается где-то до конца I века нового времени. О них было известно главным образом из китайских хроник — своим соседям хунну доставляли массу беспокойства. Но можно ли полностью доверять письменным источникам? Поскольку других свидетельств просто нет, на первый план выступает археология.
В южных отрогах Хэнтэйского хребта, примерно в сотне километров к северу от Улан-Батора затерялись три поросшие лесом пади. В них, на высоте около 1500 метров, спят курганы древней цивилизации хунну. Их нашли случайно. Произошло это в 1912 году.
Один из техников российско-монгольского золотопромышленного общества «Монголор» производил разведку золота в горах Ноин-Ула, в долинах речек Суцзуктэ и Дзурумтэ, и наткнулся на странного вида каменные насыпи с глубокими воронками по центру. Он заложил шурф, и на глубине ему начали попадаться обломки меди, железа, дерева, глины. Затем геологоразведчик и вовсе наткнулся на деревянный настил, оказавшийся потолком какого-то сдавленного тяжестью земляной насыпи сооружения.
При дальнейших раскопках из-под земли были извлечены глиняные сосуды, женские украшения, остатки одежды. Лишь спустя 11 лет до курганов добралась первая научная экспедиция под руководством известного исследователя Центральной Азии Петра Козлова. Тот опытным глазом определил: это научная сенсация.
Всего их — больших и маленьких курганов — насчитали 212. В ту экспедицию соратники Козлова раскопали шесть из них, и найденные в них вещи, доставленные с согласия монгольских властей в Петроград, произвели настоящую сенсацию.
Среди ценностей, которые сегодня хранятся в Эрмитаже, — войлочный ковер со сценами борьбы животных (нападение дракона на яка, грифона на оленя), гобелен «Всадники», серебряные бляхи с изображением яков и оленя, деревянные лакированные чашечки с надписями, благодаря которым, собственно, и удалось произвести точную датировку захоронения — первое десятилетие нашей эры. Это было время расцвета империи хунну…
Раскопки на курганах возобновились в Ноин-Ула лишь спустя 80 лет с момента завершения экспедиции Козлова. Они продолжались семь лет, и их результат превзошел все ожидания.
В царских погребениях I века нашей эры были найдены несколько сотен предметов искусства и быта, принадлежавших хунну. Район Ноин-Ула снова удивил весь мир. Раскопанные курганы колоссальны — их глубина доходит до 18 метров!
По структуре курган — перевернутая пятиступенчатая пирамида. Скорее всего, эти сооружения создавали для хунну китайские пленные или перебежчики — конструкция полностью соответствует тому, что можно увидеть в Китае того же периода. Соседи-китайцы делали похожие погребальные сооружения, только более совершенные и более пышные». На возведение усыпальницы могло уходить примерно до полугода.
Пирамидальная форма объясняется просто: уступами копать удобнее. Около 10 метров вниз идут ступени, и еще примерно на 8 метров уходит длинная прямая шахта. На дне ее мостили деревянный пол и возводили опять же из дерева двойной склеп, пол которого устилался коврами, а стены драпировались тканями: внутрь ставился саркофаг с телом покойного, а вокруг укладывалось то, что составляло его богатство.
Согласно китайским источникам, уже в начале эпохи Чжоу (1027 год до нашей эры) существовали правила, по которым простых смертных должны были хоронить в равнинных местах, знатных — на холмах, а императоров — на вершинах гор.
Если следовать этой логике, которая для хунну во многом являлась образцом для подражания, то в Ноин-Ула были похоронены их знатные представители. Собственно, и само это название — Ноин-Ула — означает на монгольском Княжьи горы.
Выбору места для могилы придавалось в древнем мире огромное значение — считалось, что это оказывает решающее влияние как на загробную жизнь покойного, так и на благосостояние его живых потомков. В то же время курганы не должны были сильно выделяться на рельефе. Изначально над ними не было характерной высокой насыпи — поверху шла лишь каменная ограда с входом.
По китайским меркам хуннские курганы не были большими. Размеры насыпей строго нормировались законами империи Хань в соответствии со степенью знатности человека. Насыпи высотой более четырех чжан (12,8 метра) могли иметь только члены императорской фамилии. Люди, принадлежавшие к рангу лехоу (высшая знать), рассчитывали на насыпь до 12,8 метра, а обычные сановники — не более 1,5 чжан (4,8 метра).
Но хунну поступили по-другому: строили курганы, которые уходили на колоссальную глубину. К тому же, если для китайского императора строительство погребального сооружения начиналось вскоре после его вступления на престол, то для знатных хунну, вероятно, могилу начинали готовить только после смерти, а это занимало несколько месяцев.
«Что в это время происходило с останками умершего, пока для нас остается загадкой, — говорит Наталья Полосьмак. — Можно лишь предположить, что оно подвергалось определенной обработке — вероятно, тело человека превращали в мумию или сохраняли каким-то иным способом». Где же эти останки?
У всех найденных курганов по центру видна огромная воронка. Как выяснили ученые, захоронения были разграблены еще в древности врагами хунну. Копатели прорубали узкий ход, чтобы добраться непосредственно до саркофага. Цель была не столько разграбить захоронение, сколько вытащить труп и осквернить могилу заклятого врага.
«Есть письменные свидетельства в китайских источниках, — говорит Наталья Полосьмак, — что в 78 году до новой эры на эти земли пришли представители кочевой протомонгольской народности ухуань и разграбили могилы хуннских правителей — шаньюев, отомстив им таким образом за ранее причиненные обиды. Но указана дата более древняя, чем та, к которой относятся исследованные нами курганы. Вероятно, грабили их даже в то время, когда хунну были в полной силе и власти».
Это поразительно, но ни в одном из раскопанных доселе элитных курганов археологами фактически не найдено человеческих останков.Редкие исключения — несколько разрозненных костей, зубы, но никогда череп или полный скелет. Но как раз зубы позволили определить расу одной из представителей элиты хунну. Зубы принадлежали молодой женщине, чей антропологический тип близок к современному населению Азербайджана, Дагестана и Западной Индии…
И еще находят заплетенные косы. Есть предположение, что они могли быть заменой человеческих жертвоприношений при совершении похорон. Однако пока это предположение ничем не подтверждается.
Как правило, саркофаг всегда вдребезги разбит, оттуда извлечен погребенный. Зато все, что вокруг, сохранилось в целости. Среди найденного на большой глубине, в месиве из светло-синей вязкой глины, — настоящие сокровища прошлого: колесницы, серебряные бляхи с изображением животных, образцы шелковых и шерстяных тканей с вышивками и аппликациями, предметы конской упряжи, лаковые изделия, фрагменты одежды…
Двести пятьдесят лет стояли хунну на границе с Китаем и все это время не давали соседям житья. Китайцы не жалели богатых даров, только чтобы жить с хунну в относительном мире. Это было обманчивое спокойствие, да и китайцы не были такими уж простаками. Они рассчитывали на то, что время расставит все по своим местам.
«Привлечем, притянем к себе их уши, — писал о хунну высокопоставленный китайский чиновник своему императору, — привлечем их глаза, привлечем их желудки, и они окажутся в четырех отношениях привлечены. А еще мы привлечем к себе их сердца. Так разве же мы не подчиним варваров-ху, не принудим их упасть?!». Эта тактика именовалась политикой пяти приманок.
В качестве первой приманки рекомендовалось предоставить главам кланов хунну вместе с другими предметами роскоши пять отделанных серебром колесниц. В одном из ноин-улинских курганов археологи обнаружили колесницу, которая была туда помещена полностью, только колеса были сняты и уложены плашмя. Все деревянные части колесницы лакированные, а бронзовые детали — позолоченные. Найден даже зонт, который размещался над головой наездника. Его украшали алые шелковые ленты, привязанные на каждую шестую спицу.
Впрочем, археологи полагают, что колесницы, найденные в хуннских погребениях, могли быть не только даром дальновидных и расчетливых китайцев, но и военной добычей, количество которой всегда намного превышало дары и подношения. Как бы то ни было, но присутствие в кургане колесницы — это свидетельство высокого статуса погребенного. Если здесь был похоронен и не сам шаньюй, то кто-то очень близкий к нему, может быть, его жена.
А еще в курганах найдены детали богатой конской упряжи. На множестве серебряных блях, изготовленных, по всей видимости, в Китае, встречаются рельефные изображения драконов и единорогов. Истоки мифического образа последнего, вероятно, для всех народов общие, но у китайского – своя жизнь и легенда, не похожая на европейскую.
«Китайский единорог называется цилинь, — поясняет Наталья Полосьмак. — Иногда это название трактуется как сочетание двух слов: «ци» — самец, «линь» — самка. На серебряных пластинах из курганов изображен зверь с головой козла и хвостом быка. Бросаются в глаза неестественно вытянутые шеи животных и рог, расположенный ровно по центру черепа, — странный загнутый назад крючок.
В китайской мифологии единорог — главный из всех зверей. В отличие от европейского это исключительно мирное, благородное животное, его неострый рог не может причинить никакого вреда. Рог символизирует единство государства либо единовластие государя. Возможно, подобно фениксу, дракону и тигру единорог почитался и как тотемное животное».
По всей видимости, в китайские изображения единорогов хунну вкладывали свой смысл. В скотоводческих обществах рога к тому же наделялись различными сакральными свойствами, в том числе и свойствами оберега.
«Исследуя царские курганы хунну, мы столкнулись с тем, что все богатое содержимое погребений заимствовано у других народов и культур, — говорит Наталья Полосьмак. — Могилы знатных хунну заполнены вещами, сделанными главным образом в ханьском Китае или поступавшими по Великому шелковому пути из западных стран — Парфии и Бактрии».
Например, одними из удивительных находок в ноин-улинских курганах были серебряные бляхи с античными сюжетами — настоящие произведения искусства, отличающиеся высоким уровнем исполнения. Источник их происхождения — Древний Рим.
После завоевания и разграбления греческих городов среди знатных римлян возникло поголовное увлечение античным серебром — его коллекционировали и копировали, им дорожили. Причину появления шедевров такого уровня в могиле хунну вряд ли можно объяснить торговлей и обменом.
«Сегодня имеются письменные и археологические доказательства факта существования непосредственных контактов между хунну и римлянами, — говорит Наталья Полосьмак. — Римские легионеры сражались на стороне хунну во время битвы с китайцами на реке Талас в 36 году до нашей эры. Эта история связана с неудавшимся военным походом римского консула Марка Лициния Красса в Парфию — в битве при Каррах римляне потерпели сокрушительное поражение от парфян. Красс, согласно одной из версий, был жестоко казнен, а часть его легионеров попала в плен. Их дальнейшая судьба была связана со среднеазиатским регионом. Возможно, одна из серебряных блях, найденных в курганах, была собственностью Красса, известного своим богатством».
Если изучать культуру хунну через содержимое их погребений, то можно понять их пристрастия и предпочтения, установить, что пользовалось спросом на рынках из западных и восточных товаров и каков был торговый оборот. Ответы на эти вопросы помогут дать исследования найденных артефактов, которые будут проведены с участием физиков, химиков, цитологов, генетиков и биологов Сибирского отделения Российской академии наук.
О хунну до сей поры бытуют представления как о грубых варварах. Но находки из их могильников демонстрируют высокую степень их приобщенности к достижениям мировой цивилизации.
Древнеримский историк Аммиан Марцеллин (4 век) употреблял слово «гунны» в качестве ещё одного именования славян. Приск Паннийский (5 век) считал гуннами славян и скифов. Как и готский историк 6 века Иордан. Правивший в 10 веке император Ромеи Константин VII «Багрянородный» писал, что ЭЛЛИНЫ НАЗЫВАЛИ РУСОВ «КТО СКИФАМИ*, КТО ГУННАМИ – по собственному усмотрению». В общем, вожди гуннов подчинили себе многие народы Великой стапи, Сибири и Алтая, и среди этих народов были и те, кого в Римской цивилизации стали называть “слав” – слуги. Изначальное самоназвание неизвестно. А вот “русь” это, прежне всего, скандинавы…