Как говорится, свежо преданье, но верится с трудом: якобы в российской лаборатории создано лекарство уничтожающее вирус ВИЧ.
ВИЧ открыт в 80-х годах прошлого века. Он отключая иммунитет и лишая организм защиты для борьбы с ним, грозил уничтожить многие миллионы людей. Его объявили болезнью века. Сегодня на планете зафиксировано несколько десятков миллионов инфицированных. В России их около 800 тысяч. Это официальная статистика. Если бы была проведена массовая проверка, число заболевших оказалось бы минимум вдвое больше. Никакие имеющиеся препараты не могут убить ВИЧ. Кроме того, все лекарства от вируса сами по себе токсичны, имеют немало серьезных побочных эффектов. Вирус иммунодефицита оказался очень маленьким, а поэтому в нём сложно найти мишени, чтобы его убить. Он нашел для себя надежную нишу, нейроны. Они защищены гематоэнцефалическим барьером.
Ученые ФИЦ Биотехнологии РАН и Университета Северной Каролины (США) поставили задачу убить вирус в самих нейронах. Лекарство должен удовлетворять минимум трем требованиям: проникать через барьер внутрь нейронов, убивать там вирус и не вредить самим нейронам. Чтобы в одной молекуле совместить эти три критерия, ученым понадобилось более пяти лет.
– Это работа шла по стадиям. Мы придумывали вещество, потом его синтезировали и отправляли в США, где проходило тестирование на разных штаммах, – рассказывает Вадим Макаров. – Получив от них результаты, вносили в нашу молекулу те или иные изменения и синтезировали новое соединение, которое опять тестировали американцы.
В поисках нужной молекулы через конвейер пропустили и отсеяли десятки самых разных вариантов, пока, наконец, не был получен желаемый результат. Оптимум по всем трем критериям. Созданное соединение проникает через барьер в нейроны, не вредит им и убивает вирус. Что и подтвердили испытания на животных. Почему тестирование проводилось в США? Ведь у нас во многих лабораториях любой желающий может пройти проверку на ВИЧ?
“Да, тесты на выявление вируса в организме человека у нас есть, но на проверку различных химических соединений, которые тестируют их активность, безопасность, способность проникать в нейроны, пока в России не созданы, поэтому работали с американцами”, – объясняет Макаров.