Тэртерийские таблички — в узком смысле всего-лишь три первые находки, сделанные в 1961 году в Румынии. В широком же — огромное уже ныне количество покрытых знаками глиняных черепков (есть, впрочем, и надписи на других материалах), собранные на Балканах. Принадлежат они все одной из первых земледельческих культур Европы — Винча, — существовавшей 7.5-6 тысяч лет назад. И появляются, таким образом, на 2 тысячи лет раньше письменности и Междуречье и Египте.
Выявили на табличках 210 повторяющихся знаков, в свою очередь сводимых к 30 «корням». Так может выглядеть абугида — разновидность слогового письма, в которой слоги с одним набором согласных, но разными гласными, обозначаются вариациями базового символа. Абугиды, в отличие от примитивных видов силлабического письма, в которых слоги обозначаются произвольными символами, не возникают сами по себе, как естественное развитие иероглифики. Все они созданы искусственно для замены некой уже существующей, но слишком сложной письменности, чем-то более удобным.
В настоящий момент знаки не прочитаны, и никогда прочитаны не будут. Язык Винча неизвестен, но главной причиной нечитаемости тэртериских надписей является то, что это вообще не письменность. А если и письменность, то не культуры Винча.
В «текстах» нет признаков деления на слова (что нормально для многих древних форм письма, но странно для искусственной абугиды), знаки же размещаются произвольно — вертикально, горизонтально или по кругу, — и перемежаются с пиктограммами и элементами орнамента. Однако, всё это бывает. Не бывает другого: за полторы тысячи лет знаки не меняются совершенно. А в случае, если это письменность, меняться должны и состав и начертание знаков. В Египте, Междуречье, Индии, Китае используемые при письме символы мутировали постоянно. А за полторы тысячи лет до неузнаваемости должен был измениться и сам язык винчанцев. Что не могло бы не отразиться на фонетическом письме.
Данный довод, в принципе, является исчерпывающим. Если знаки не подвержены общим для письменности закономерностям, значит, они не использовались для письма. Но есть и второй довод. Таблички найдены не там, где следует. Обнаружение надписей среди руин храмов, дворцов или торговых городов, не вызвало бы вопросов. Однако, у винчанцев не имелось ничего подобного. Представляли они собой не цивилизацию, а неолитическую культуру. Сословное деление общества их обычаи ещё не предусматривали. Так что, и таблички обнаруживаются как в захоронениях обычных общинников, так и просто среди мусора крестьянских хозяйств. А на таком уровне письменность не нужна.
Письменность возникает через несколько веков после появления государств, когда сказывается необходимость хранения больших объёмов информации, связанной с управлением дворцовыми и храмовыми хозяйствами. У отдельного крестьянского двора такой проблемы нет. Как следствие, простые земледельцы до нового времени, как правило, оставались неграмотными.
Возможная версия существования явного поклонения письменным знакам людей культуры Винча, без их понимания, привнесение этих знаков откуда-то издалёка. Возможно эта письменность пришла в Европу от развитой цивилизации Индийского океана. Знаки на тертерийских табличках похожи на знаки письменности Хараппской цивилизации.