История одного села

Легенды и были села Орбельяновка

На экскурсию по селу Орбельяновка я отправилась вместе с художницей Людмилой Сергеевой, которая здесь родилась и выросла, для которой это село, его история и современные жители стали основным источником вдохновения и главной темой творчества.

Орбельяновка – старинное село с богатой историей. Расположилось оно в долине реки Кумы, селиться возле воды повелось встарь. По трассе, ведущей в сторону гор  через все современное село, по бытующей легенде, проходил Великий шелковый путь. Когда-то земли эти были пожалованы князю Кочубею за участие в Кавказской войне.
Во второй половине 19 века земли были куплены другим князем – камергером императорского двора Георгием Орбелиани – русским дворянином итальянского происхождения.  Видимо, как раз тогда и стали образовываться здесь поселения с итальянскими корнями в русских названиях – Орбельяновка, Калаборка (есть такая провинция в Италии – Калабрия, пояснила мне Людмила Сергеева).
Князь Орбелиани  в своем имении практически не появлялся, все дела вершили здесь управляющие, после которых в Орбельяновке сохранились некогда роскошные дома.
До нынешних дней сохранилась и легенда, что жили эти управляющие в полном достатке,  ездили в каретах, запряженных в тройку лошадей, в усадьбах имели пруды с лебедями.
В 1867 году князь Орбелиани сдал свои земли  в долгосрочную аренду на 30 лет членам религиозного общества «Иерусалимское братство» из Бессарабии  Фридриху Ланге и Иоганну Драйеру, которые основали здесь немецкую колонию Темпельгоф – «Божью усадьбу», пригласив на жительство других членов братства.
На месте современного дома культуры была немецкая кирха. Колонисты и заложили первые виноградники, основав здесь  винный завод, который сегодня носит название «Бештау-Темпельгоф». Все основные производственные мощности винного предприятия находятся тоже в Орбельяновке.
В 1896 году камергер императорского двора проиграл в карты Темпельгофское имение великому князю Николаю Романову. Великий князь  предпочел также, как и его предшественник, в дела не вникать, всем опять вершил управляющий. Земли и виноградники при новом хозяине теперь сдавались в наем итальянцам.
Своего музея в селе нет, зато сохранились легенды тех лет и документы, которых больше нигде вы не найдете.
Например, о том, как сразу после Октябрьской революции управляющий имением Бегов снес башенки со своего дома, написал завещание, чтобы в этом здании разместили сельскую школу, а сам застрелился.
Вряд ли мы найдем сейчас какие-то прямые подтверждения этой истории, а легенда передается из поколения в поколение, ее рассказала Людмиле Сергеевой ее бабушка, которая была дружна с дочерьми управляющего.
В советские времена в этом здании действительно располагалась школа. В Орбельяновке вообще долгое время была школа, каких, наверное, больше не было нигде. Она была разбросана по всему селу – размещалась во всех крепких дореволюционных зданиях, принадлежавших когда-то разным темпельгофским управляющим.
Людмила Игоревна очень эмоционально вспоминала, какая в одном из них была красивая чугунная лестница на второй этаж. Сейчас это бывшее школьное здание стоит за забором, по территории гуляют строгие охранники, которые в ответ на просьбу сфотографировать лестницу лаконично ответили: «Нельзя. Здесь секретное производство».
И никто из сельчан не знает до сих пор, что же здесь такое секретное делают.
В еще одном старинном здании, сохранившемся с дореволюционных времен, был винный подвал, построенный во времена владения великого князя Николая Романова, он представлял в те времена уникальное сооружение. После революции здесь были классы начальной школы, а сейчас  здание отдали под жилье.
У некоторых пенсионеров еще остались в семейных архивах интересные фотографии. Людмила Сергеева, порывшись в своем сундучке, достала оттуда пожелтевшую карточку:
– Моя бабушка рассказывала об актрисе императорского театра Нельской, которая приехала в село на шикарной тройке.
Неизвестно, по каким причинам приехала в имение актриса императорского театра, по каким решила остаться, но здесь до сих пор помнят, что организовала она сельский театр да школу открыла для местных ребятишек, где сама и преподавала.
Помнят жители села Орбельяновка и немецкую оккупацию. Старожилы уверяют, что за те полгода, что немцы были в селе, их винный завод продолжал работать на полную мощность, производство никто не прекращал.
Помнят также и расправу над еврейскими семьями. И хорошо помнят, как смогли уцелеть от зверств фашистов учительница Ева с сыном. Они ушли из села на гору Верблюд, вырыли там землянку и полгода в ней жили, пока не ушли немцы. Все хозяйки посылали к ней своих ребятишек – еду носили.
Религиозное разнообразие дореволюционных сел Юга России позволило в 60-х годах уже советскому правительству переселить сюда из Азербайджана семьи молокан. Им выделили землю для строительства домов по другую сторону от трассы. Как теперь шутят  сельчане, только Великий  шелковый путь их разделяет.
По выходным с самого утра нарядные старушки в беленьких  фартушках с томиками Евангелия до сих пор спешат «на собранию». Там они поют очень красивые псалмы, разложенные на пять голосов.
В селе толк музыке знают. В советские времена в совхозе был замечательный Дом культуры с крутящейся сценой, что напоминало крестьянам сцену Кремлевского Дворца съездов. Сейчас, после долгих лет разрухи, ДК все-таки отремонтировали, разместили здесь библиотеку, да вот на зрительный зал денег, видимо, не хватило. Зияет в крыше над зрительным залом огромная дыра, уж сколько лет залатать ее некому. А ведь еще в конце 80-х сельские артисты спектакли здесь ставили, многие еще помнят сказку «Про Федота-стрельца».
Из советского прошлого в памяти всплывает большой пруд рядом с парком, на котором был сельский пляж, людей катали на лодках и катамаранах, а по праздникам устраивали салюты. Сейчас ничего этого давно нет, пруд почти наполовину зарос камышом, а лодки, видимо, пустили на дрова.
Людмила Сергеева рассказывает, что рядом с темпельгофскими зданиями был пруд с горячей водой – источники выходили на поверхность, образуя небольшое озеро. Вся окрестная детвора бегала сюда купаться, зимой приходили стирать хозяйки.
Власти вскоре запретили это удовольствие – объяснили понижением уровня источников. Пожимают плечами хозяйки: в соседних Канглах до сих пор существует даже баня на горячих источниках, а здесь почему-то запретили.
Сейчас для винного завода не лучшие годы. Виноградных делянок сохранилось не так и много, в селе работы не хватает. Вот почти все и ездят в город на работу. Для женщин всегда находится место на рынке, а мужчины идут чаще всего в охрану.
Выходят утром на трассу – Великий шелковый путь – бросают тоскливые взгляды на выглядывающую из тумана гору Верблюд в надежде увидеть ее к вечеру в лучах заходящего солнца.

Информационная справка по Прикумскому сельсовету

Прикумский сельсовет расположен в 21 километре к юго-западу от города Минеральные Воды, в долине реки Кумы, близ горы Верблюд.

В 1924 г., когда образовался Минераловодский район, был создан Прикумский сельсовет, куда вошли село Орбельяновка, поселки Братство-Равенство, Красное Поле, Успеновка, хутора Княжий Дар, Новогодний. Постановлением Президиума Терского окрисполкома от 01 августа 1925 г. Хутор  Княжий дар  был переименован в хутор Дунаевка.

Прикумский сельсовет существует почти 85 лет. Он никогда не упразднялся, а только изменялся в связи с включением в него других сельсоветов, сел и поселков.

Территория сельсовета занимает площадь 130 га., включает в себя семь сел: с. Прикумское,с. Орбельяновка, с. Дунаевка, с. Долина, с. Еруслановка, с. Успеновка, пос. Мирный  находящихся в радиусе до 6 км. от центра с. Прикумское. Население Прикумского сельсовета составляет около 5500 человек, 29 – национальностей.

История села уходит во вторую половину XII века, когда большой участок благодатной земли примерно в 10 тысяч десятин принадлежал князю Орбелиани. Князь имел небольшой дом на берегу реки Кумы, в котором жил его управляющий  и сдавал в аренду земли прибывающим на Кавказ крестьянам-переселенцам. Только бесхозяйственностью  и непониманием будущности  этих цветущих мест  можно объяснить сдачу им в 1867 году этих земель в долгосрочную, на зо лет, аренду немцам-колонистам.

Основателями немецкой колонии были члены религиозного общества «Иерусалимское братство» братья Фридрих  и Иоган Ланге  и Драйер, первыми прибывшие в эти места как миссионеры. Облюбовав место на реке Куме, он пригласили членов братства из Бессарабии, Таврической губернии, Германии и образовали  в 1867 году немецкую колонию Темпельгоф, что в переводе с немецкого означает  «Божья усадьба» или «Божий двор». А несколько лет спустя рядом  с Темпельгофом — вторую колонию Орбельяновку. До 1890 года колонисты Темпельгофа и Орбельяновки заложили 270 десятин  виноградников. Немцы стали пионерами масового  виноградарства на Пятигорье. Вина приготовлялись исключительно столовые, натуральные и нашлось много ценителей прозрачного натурального вина в городах курортах Кавказских Минеральных Вод и торговых центрах России. В Темпельгофе немцы отличались и хозяйственной деятельностью, они быстро перешли от землянок к строительству саманных, а затем и кирпичных домов с черепичными крышами. Колонисты построили кирпичный завод, который просуществовал до 1936 года, и черепичный, ликвидированный в 1920 году. Немцы Темпельгофа  и Орбельяновки широко использовали двигательную энергию реки Кумы, построив три вальцовых мельницы, и производили муку и крупу не только для себя, но и для многих сел.

В связи с окончание срока аренды немцы начали подыскивать себе новое место, тем более, что князь Орбелиани  объявил о продаже  своих земель. Имения облюбовал Великий князь Николай Николаевич Романов, и после длительных торгов в 1896 году оно было им куплено. В первый год вступления во владения имения князь поручил приступить к сооружению большого винного подвала, строительство которого было закончено в 1898 году.

В 1909 году Великий князь Н.Н. Романов выгодно продал имение Темпельгоф общей площадью 1464 га. Удельному ведомству. Первым управляющим удельного ведомства  в имении Темпельгоф был назначен молодой ученый — специалист  Гоголь-Яновский. С первого  же года он определил специализацию  имения на производство  столовых вин и коньяков. В 1918 году по указу о предотвращении пьянства все запасы коньячного спирта были взорваны, а запасы вина вылиты. В очень захудалом состоянии имение Темпельгоф по декрету Советского правительства было национализировано и создан совхоз «Темпельгоф». В 1920 году, после окончания гражданской войны, совхоз Темпельгоф приступил к восстановлению разрушенного и запущенного хозяйства. Первым директором совхоза стал участник гражданской войны Скворцов. Хозяйство совхоза  было очень слабым.

По новому административному делению в 1922 году поселок при совхозе «Темпельгоф», получивший название село Прикумское, вошел во вновь созданную Орбельяновскую волость Пятигорского уезда. Но Орбельяновская волость просуществовала недолго. Решением Пятигорского уездного исполкома от 17 января 1923 года  она была упразднена, и входившие в нее села вошли  в состав Минераловодской районной волости.    В 1924 г., когда образовался Минераловодский район, был создан Прикумский сельсовет, куда вошли село Орбельяновка, поселки Братство-Равенство, Красное Поле, Успеновка, хутора Княжий Дар, Новогодний. Постановлением Президиума Терского окрисполкома от 1 августа 1925г. Хутор  Княжий дар  был переименован в хутор Дунаевка. С 1929 года началась организация колхозов на территории Прикумского сельского Совета, их было образовано  четыре: колхоз «1-я Пятилетка» – в селе Орбельяновка, имени Молотова — в хуторе Новогоднем, имени Дунаева — в селе Дунаевка, «2-я Пятилетка» – в селе Долина. Совхоз старался оказывать зарождающимся  колхозам всестороннюю помощь, хотя свое хозяйство восстанавливалось медленно. Особенно трудно восстанавливать запущенные виноградники. Под руководством главного виноградаря Грабовского, в 1938 году, в совхозе внедрились новейшие приемы агротехники. За короткий срок  совхоз добился  стабильных высоких урожаев винограда и ежегодно перевыполнял  государственные планы, завоевывать  высшие оценки  на Всесоюзных дегустациях в Москве.

В 1948 году совхоз «Темпельгоф» переименован в совхоз «Суворовский».

На основании приказа № 20 от 22 декабря 1965 года Главного управления виноградарства и виноделия совхоз «Суворовский» переименован в совхоз «Бештау».

Фирменный бланк  Прикумского сельсовета сопровождается изображением  «Тифлисских ворот» с датой образования винзавода (1864г.) и названия первого имения  «Темпельгоф» образованного на территории Прикумского сельсовета. Тифлисские ворота обвивает виноградная лоза с листьями.

Дата создания материала: 01-12-2012.

Имение облюбовал Великий князь Николай Николаевич Романов, и после длительных торгов в 1896 году оно было им куплено.

Вообще-то Николай Николаевич имение у Орбелиани выиграл в карты, но деньги всё же заплатил.

*************
Событие произошедшее в Москве на территории мемориально-паркового комплекса героев Первой мировой войны 30.04.2015 где прошла церемония захоронения праха Великого князя Николая Николаевича Романова-младшего и его супруги Великой княгини Анастасии Николаевны имеет какое-то отношение к истории описанного здесь поселения. Ибо история этого поселения небольшая часть биографии Николая Николаевича Романова-младшего. Прах великого князя три дня назад был перевезен из Франции, где в 1929 году умер князь, а в 1935 году и его супруга.
Великий князь Николай Николаевич был внуком императора Николая I и дядей последнего российского императора Николая II. В начале Первой мировой войны был Верховным главнокомандующим всеми сухопутными и военно-морскими силами России, а до того участвовал в русско-турецкой войне. После революции в 1917 году недолго находился в Крыму, откуда эмигрировал сначала в Италию, а позже во Францию.
Сначала жил под Парижем, а в конце 1920-ых годов переехал вместе с супругой на юг Франции, где умер в начале 1929 года. Похоронен был в известном сегодня курортном городе Канны на Лазурном берегу. При этом сам князь завещал похоронить его на Родине рядом с солдатами и теперь, спустя более 80 лет после смерти, завет исполнен – мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны расположен на месте Братского военного кладбища, где хоронили солдат Первой мировой, умерших в московских госпиталях.

image (2)

***********

«Между Тереком и Курой, близ нынешнего Екатеринограда, произошло славное в восточных летописях кровопролитие. Потомки Чингисхановы сражались между собой в ужасном остервенении злобы и гибли тьмами ».

(Н. М. Карамзин, «История государства Российского», том 5, глава II)

Это сражение произошло 15 апреля 1395 года вблизи древнего города Джулат, на территории современной Кабардино-Балкарии. Здесь сошлись войска хана Золотой Орды Тохтамыша и среднеазиатского эмира Тамерлана (Тимура). Армия Тохтамыша потерпела поражение, а Тамерлан приказал разрушить город Джулат.
Остатки войск Тохтамыша бежали, и один отряд закрепился на горе Верблюд. Тамерлан стоял южнее, у горы Бештау. Он решил послать гонца с предложением мира, если отряд сложит оружие и гарантировал им жизнь. Но все противника Тамерлана прекрасно знали его нрав, и не верили, что останутся живы.
Отряд Тохтамыша встретил гонца и ему отрубили голову, привязали к коню, и отправили обратно. Когда это увидел Тамерлан, он рассвирепел, и под покровом ночи атаковал непокорных тохтамышских приспешников, перебив десятки людей.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
18 × 3 =