Профессор Имперского колледжа Лондона Риккардо Сапиенца и его коллеги создали некий оптический материал, в котором на тонкую золотую подложку они нанесли сверхтонкую пленку из оксидов индия и олова. При подсветке этой плёнки сверхкороткими импульсами терагерцового лазера, направленными под углом в 60 градусов по отношению к поверхности пленки, она по разному пропускала фотоны, то отражая их, то расщепляя на множество полос разного цвета. В общем, главное реальное как бы достижение Риккардо Сапиенцы возможность резко менять отражающую способность прозрачной пленки за несколько фемтосекунд…
Поигравшись со светом, как бы учёные во главе с Риккардо Сапиенца, как обычно, стали интерпретировать увиденное, подгоняя его под избранную модель. Тут обычная ситуация выглядит так, чем сложнее объект, тем сложнее и модель, и тем больше нужно всяких подгоночных констант. Риккардо Сапиенца не стал мучиться с математикой, а просто добавил фантастику к аналогичному, в его понимании, эксперименту со светом…
Сапиенца заявил, что его эксперимент позволят управлять поведением фотонов и в пространстве, и во времени. Пространственную версию этого эксперимента, по словам Сапиенцы, провел Томас Юнг еще в начале XIX века. Он обнаружил, что если пропустить луч света через ширму с двумя параллельными щелями, удаленными друг от друга на расстояние, примерно равное длине волны света, то тогда на экране за этой ширмой возникнет множество ярких полос света, которые при этом отделены друг от друга темными линиями. С того времени, как считает Сапиенца, расщепление луча света стало считаться свидетельством того, что фотоны, частицы света, одновременно ведут себя и как волна, и как частица и у них отсутствует определенное положение в пространстве и траектория движения. (Впрочем, про отсутствие положение в пространстве измыслил Шредингер, через сотню лет после Юнга…)