Удивительная дальневосточная статуэтка шеститысячелетней древности

О палеолитических венерах, с их весьма пышными формами, наверняка слышали все. А вот пример российской венеры, неолитической — и весьма стройной.
Такой изящной, что она получила прозвище в честь знаменитой египтянки.

Среди экспонатов археологической выставки-аттракциона  “Сны Сибири” в Историческом музее (куда я призываю сходить всех, чтобы поахать, особенно с детьми), выставлена вот эта небольшая статуэтка, которую легко пропустить. Но пропускать не стоит: это не только важный памятник истории, но и визуальный шедевр, каких на территории России очень мало.

Чем “Кондонская Нефертити” хороша и почему о ней необходимо знать?

Это небольшая фигурка (высотой всего 11 сантиметров) вылеплена из глины и обожжена. Это более сложная технология изготовления, чем намного более ранние фигурки палеолита, вырезанные из камня.

Статуэтка была найдена в 1960-е годы в Хабаровском крае, у поселка Кондон знаменитым советским археологом и этнографом Алексеем Окладниковым.

Он описывает это открытие очень поэтически
(он вообще великолепный писатель, рекомендую его научно-популярные книги):

«Из мглы веков встает не просто обобщенный этнический образ женщины древнего народа, но, скорее портретное её изображение. Неолитический скульптор с удивительным чувством реальности и искренней теплотой передал в глине черты определённого человеческого лица. Первое, что схватывает глаз зрителя, это, конечно, нежно очерченный широкий овал лица с обычными для монголоидов широкими и выпуклыми скулами. Затем миниатюрный подбородок и такие же миниатюрные, удивительно выпуклые, вытянутые вперед губы. Столь же примечателен нос, узкий и длинный, как у североамериканских индейцев. Утрированно узкие и длинные глаза в виде дугообразных щелей, глубоко прорезанные в мягкой пластичной глине. Может быть, самое неожиданное в кондонской статуэтке легкий наклон головы и тонкой хрупкой шеи вперед, к зрителю. Он сразу напомнил нам что-то столь же близкое, как и далекое. Уж не знаменитую ли египетскую царицу? В тот же час она получила от студентов-раскопщиков имя амурской Нефертити!»

Чем “Кондонская Нефертити” (она же “Амурская Нефертити”, она же “Амурская Венера”) ценна для культуры и истории, причем не только нашей, а для общемировой?

Возраст “Кондонской Нефертити” (согласно самой актуальной датировки в каталоге “Снов Сибири”) – четвертое-третье тысячелетие до нашей эры. Она создана коренными народами Приамурья.

Сохранилось очень мало артефактов, рассказывающих об этом периоде времени и об этих древних племенах, что делает ее уникальной. Также это весьма ранний образец именно керамического производства в регионе.

Кроме того, она просто красива. Чтобы понять ее красоту и изящество, надо обладать достаточным уровнем абстрактного мышления. То есть она доказывает, что ее создатели, в 4-3 тысячлететии до нашей эры обладали более развитым мозгом и вкусом, чем очень многие заказчики нынешней городской скульптуры в России.

На выставке “Сны Сибири” статуэтка выставлена в застекленной витрине, а рядом две ее тактильные копии – в реальном размере и в увеличенном.

Мне кажется это очень правильным приемом, потому что он позволяет нам почувствовать себя теми, кто создал вещь: ведь они тоже, действительно, не только смотрели на нее, но и осязали.

Как и положено красивым загадочным находкам, она повлекла за собой шлейф конспирологических подозрений в подделке и так далее. Мол, не могли! не могли древние люди такое сделать! Ну, это нормальное сопутствующее обстоятельство для любого классного экспоната.

Хранит Кондонскую Нефертити  Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока в Новосибирске, причем, как пишут люди, застать ее в постоянной экспозиции не так уж и просто. Так что ловите шанс в Москве!

Взято у Софьи Багдасаровой (shakko.ru)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
19 − 14 =