О сновидениях и их забвении…

Сколько сновидческих путешествий нам удаётся совершить во время сна? Одно? Десять? Сотни? Цифры, предлагаемые исследователями, порой достигают гомерических размеров. Инге Штраух, которая на базе Цюрихского университета с 1979 по 1999 год собрала и описала более 3000 сюжетов сновидений, приводит следующую статистику: от 5 до 7 сновидений за 8-часовой сон. И это лишь нижняя граница нормы!

Более того, мы попадаем в иную реальность не только в фазе быстрого сна. Сновидения формируются и в фазе медленного сна, просто темп их «воспроизведения» в несколько раз превышает возможности человеческого восприятия в состоянии бодрствования. Подробнее об этом можно почитать в монографии «Загадки сна» Михаила Полуэктова. Нам же просто нужно помнить, что каждую ночь мы смотрим как минимум несколько видеосюжетов. Иногда они представляют собой варианты уже ранее увиденного, а порой, напротив, по жанру и тематике оказываются совершенно разными.

Но как же получается так, что хотя за одну ночь мы совершаем столько сонных путешествий, наутро можем вспомнить от силы одно, а иногда и вовсе пожимаем плечами и говорим: «Да, мне точно много всего приснилось, но что именно – увольте, не знаю!»

Обратимся к фактам :

Пробуждение непосредственно связано с запоминанием. Первые минуты после него – промежуток, когда вероятность вспомнить сюжет сновидения наиболее высока. Мозг ещё не включился в актуальную действительность, а сознание человека обращено к недавно пережитому во сне. Чтобы после пробуждения у человека сохранилось хотя бы смутное ощущение, что ему что-то снилось, необходима стабильная связь между, как минимум, двумя зонами мозга: гиппокампом и корой больших полушарий (прежде всего лобных долей). Гиппокамп отвечает за сохранение информации в памяти, а лобные доли – за её анализ и систематизацию. Забывание большей части сновидений, как показали исследования, признак нормы, а не патологии, и связано оно с особыми биохимическими процессами. Во время сна важнейшие «гормоны запоминания» не выделяются, а ведь именно они ответственны за передачу информации из кратковременной памяти в долговременный регистр. Возможности кратковременного хранилища совсем ограничены – всего лишь 20 секунд при условии отсутствия сознательного повторения.

Именно факт блокировки биохимических процессов и навел психологов на мысль о том, что забывание сновидений носит систематический характер и выполняет определенную функцию. Какую именно – однозначно определить до сих пор не получается (все зависит от позиции исследователя), но есть ряд положений, с которыми согласны большинство психологов.

Инге Штраух с помощью тематического анализа сновидений показала, что они строятся по совершенно иным законам, чем мы привыкли. Вместо хронологии и логики в мире снов господствуют ассоциации и смешения.

То, что было увидено и пережито днём, соединяясь с прошлым опытом, может приобрести настолько причудливую и абсурдную форму, что наутро воспроизвести всё увиденное просто невозможно. Ведь пытаясь что-то вспомнить, мы используем сознание, а оно руководствуется прежде всего логическими схемами. Но сновидения глубоко эмоциональны, основаны прежде всего на переживаниях, а в чем-то даже символичны. Сознание пытается связать обрывки в хронологической последовательности, связать хоть как-то причины и следствия, но вся полнота содержания всё равно бесследно ускользает. Остаются лишь фрагменты.

Сознание человека «собирает» все накопленные за день тяжёлые впечатления, выносит им пожизненный приговор и удаляет. Однако эта мера оказывается действенной лишь тогда, когда психический заряд негативных чувств не находится на пределе: в противном случае переживания будут проявлять себя в самых неподходящих обстоятельствах до тех пор, пока им не предоставят пространство для разрядки. Время сна оказывается идеальной возможностью для временной амнистии любых конфликтных чувств (обиды, ненависти, агрессии, боли и пр.), воспроизведения тяжёлых, кризисных ситуаций при условии, что утром человек уже в деталях не сможет вспомнить о том, что он видел.

«Мне кажется, внимательно прислушиваясь к тому, что человеку снится, узнаёшь кое-что и о нём самом. Сны – не бессмыслица, они питаются воспоминаниями и впечатлениями» – так высказался о сновидениях известный итальянский невролог Клаудио Бассетти.

Вера Щербакова

В 2017 году группа специалистов Лионского университета под руководством Рафаэля Валлата (Raphael Vallat) на протяжении недели после пробуждения опрашивала 40 участников и участниц эксперимента. В среднем испытуемые запомнили за это время шесть снов. Более 83 процентов снов де-факто были связаны с личным опытом. Сорок процентов этих событий в жизни произошли накануне, 26 процентов — максимум за четыре недели, 16 процентов — самое большее за год до того, и 18 процентов — в период более одного года.

Психолог Келли Балкли (Kelly Bulkeley) утверждает: “Расскажите мне сто снов, и я скажу, кто вы”. Такой подход на самом деле оказался довольно успешным. С середины 1980-х годов женщина, которую экспериментаторы назвали Беверли (Beverly), ежедневно описывала свои сновидения. В настоящее время набралось более 6000 подобных отчетов. Проанализировав 940 описаний ее снов за 1986-й, 1996-й, 2006-й и 2016-й годы, психолог сделал 26 заключений о темпераменте, эмоциональном мире, предрассудках, связях, страхах этой женщины, о ее отношении к деньгам, о ее здоровье, культурном уровне, а также о ее духовных интересах. Как не без гордости отметил Балкли, 23 из его заключений оказались истинными. Таким образом, его тематическое исследование поддерживает теорию “непрерывности цикла бодрствование — сон”, созданную среди прочего Майклом Шредлом (Michael Schredl) из Центрального института психического здоровья (Zentralinstitut für Seelische Gesundheit) в Мангейме. Суть в том, что содержание многих сновидений связано с интересами, предпочтениями, заботами и поведением людей в их повседневной жизни. “В настоящее время этот тезис, — как выразился Шредл, — исследователями сновидений считается наиболее хорошо документированным”. Например, психолог обнаружил, что в сновидениях людей, которые слушают музыку, музицируют или много поют, также содержится много музыки. И тому, кто сочиняет в жизни, чаще снятся новые мелодии.

https://www.pravda.ru/

Список литературы:

Кириллова Ю. М. Сон без бессонницы. Как высыпаться и быть бодрым каждый день. М.: Эксмо, 2015. – 288 с.

Полуэктов М. Загадки сна. От бессонницы до летаргии. М.: Альпина нон-фикшн, 2019. –292 с.

Уолкер М. Зачем мы спим. Новая наука о сне и сновидениях. М.: КоЛибри, 2018. – 480 с.

Шпорк П. Сон. Почему мы спим и как нам это лучше всего удается. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 234 с.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
22 × 6 =