О киммерийцах сообщает множество древних письменных источников — от ассирийских до греческих. В поэме Гомера «Одиссея» можно встретить отрывок, относящийся к этому древнему народу. Страна киммерийцев располагалась в той местности, где «никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами». Таким образом, древнегреческий поэт отождествлял Киммерию с преддверием царства Аида. Однако географически Гомер определил регион проживания народа верно — неподалёку от Колхиды, куда Ясон и аргонавты ходили за Золотым Руном.
О киммерийцах писал и «отец истории» Геродот. В его труде «История» можно обнаружить большое количество разных топонимов, локализуемых в районе Керченского пролива: Киммерийский Боспор (сам пролив), Киммерийские стены, Киммерийские переправы. Он также сообщил и о вытеснении этого народа пришельцами-скифами, появившимися на территории Северного Причерноморья в VIII веке до н. э.
Восточное Средиземноморье в ранний Железный век. Источник: wikipedia.org
Однако самую большую ценность для реконструкции политической и военной истории загадочного народа представляют для исследователей ассиро-вавилонские источники об истории древнего государства Урарту.
Первые упоминания о киммерийцах в ассирийских хрониках приходятся на 715 год до н. э., во времена правления Саргона II. Сообщение содержало известие о победе вторгнувшихся на территорию Урарту племён над войском царя Руса I, который пытался их подчинить. Именно этот факт стал отправной точкой для тщательно готовившегося похода Саргона II против этого государства.
Царь Саргон II. Фрагмент рельефа из дворца в Дур-Шаррукине. Источник: art.biblioclub.ru
После этого киммерийцы пропадают с радаров восточных летописцев на целых 35 лет, чтобы вновь «воскреснуть» на страницах хроник. К этому времени можно выделить две ветви этих племён: условные «западные» и «восточные» киммерийцы. Первые будут активно участвовать в исторических событиях на территории Малой Азии. Вторые — относительно мирно существовать на восточных границах Ассирии, постепенно ассимилируясь с местным населением.
Однако именно восточные киммерийцы сыграют не самую последнюю роль в восстании Каштарити, лидера мидян, в результате которого на политической карте Ближнего Востока в 673 году до н. э. появится новая сила — Мидийское царство. После этого события упоминания о восточных киммерийцах прекращаются — они растворились в «котле» из самых разнообразных этносов новообразованного государства.
Ближний Восток в конце VII века до н. э. Источник: wikipedia.org
Несмотря на сложные взаимоотношения с Ассирией, источники сообщают о довольно значительном присутствии представителей этих племён в их войсках. По всей видимости, здесь речь идёт о наёмниках, пополнявших вооружённые силы государства Междуречья.
Фригия и киммерийцы
Западная ветвь киммерийцев долгое время оставалась одним из основных противников Ассирийского государства, терзавших её западные рубежи. В союзе с остатками Хеттского царства они несколько раз вступали в открытые военные действия против державы Асархаддона.
В 679 году до н. э. ассирийцы взяли верх в сражении в Каппадокии над киммерийским вождём Теушпой. По всей видимости, эта победа не имела большого значения, поскольку уже через несколько лет крупные события разворачиваются западнее — на границе Фригийского царства.
Изображение киммерийцев на этрусских вазах. Источник: открытаяархеология.рф
Фригия, расположившаяся в западной части Малой Азии и тесно взаимодействовавшая с греческими государствами, достигла своего расцвета на рубеже VIII — VII вв. до н. э. Такой подъём связывают с именем царя Мидаса, ставшим прототипом одноимённого героя древнегреческих мифов. По всей видимости, стремительный рост богатства этой области повлиял на знаменитый образ царя, обращающий в золото всё, к чему бы ни прикоснулся.
Получив отпор на востоке, киммерийские кочевники обратили свои взоры на запад. Богатые области Фригии манили варваров — в конце концов они начали вторжение. Киммерийцы заняли большую часть процветающего государства и убили Мидаса. Жемчужина Малой Азии не смогла оправиться от этого удара. Чахнущее царство стало ареной борьбы различных политических сил, пока, в конце концов, не стало частью Персии. В качестве персидской сатрапии Фригия просуществовала вплоть до прихода на эти земли Александра Македонского.
Фригийская скальная гробница, т. н. «Могила Мидаса». Источник: istoriia.ru
Киммерийцы не остановились на разгроме Фригийского царства. Следующей мишенью стала Лидия, вышедшая на передний план после падения государства Мидаса. 660-е годы до н. э. полны бесконечных столкновений лидийцев и киммерийцев. Лидию в этом конфликте поддержал ассирийский властитель Ашшурбанипал, заставив кочевников распылять свои силы. Первоначально этому альянсу сопутствовал успех и атаки варваров удавалось отбить. Однако в 644 году кочевники во главе со своим предводителем Дугдамми смогли переломить ход войны в свою пользу. Столица Лидийского царства, Сарды, были взяты, а царя Гита постигла та же участь, что несколько десятилетий назад Мидаса.
Кочевники не остановились на этом успехе и продолжили движение к Средиземному морю. Именно тогда они в первый и последний раз непосредственно сталкиваются с греками — нападениям подверглись города на побережье: Магнесия-на-Меандре и Эфес. Однако, несмотря на успехи, Дугдамми выбрал в качестве постоянного поселения для киммерийцев далёкую Каппадокию на северо-востоке Малой Азии.
Изображение киммерийцев. Персеполь. Источник: wikipedia.org
Не ограничиваясь лишь ионийскими греческими городами, киммерийцы возобновили набеги на Ассирию. Однако во время одного из походов прославленный Дугдамми скончался. Примерно в это время на территорию расселения киммерийцев начинают проникать скифы — между двумя кочевыми народами начинаются серьёзные стычки. В 620-х гг до н. э. войско киммерийцев было разбито скифскими отрядами царя Мадия, а немного позже ответный удар нанесли и лидийцы во главе с царём Алиаттом. На этом упоминания о киммерийцах в письменных источниках больше не встречаются.
Киммерийская культура
В современной науке нет однозначного мнения относительно того, откуда пришли киммерийцы, на каком языке говорили и что с ними произошло после столкновения со скифами. В литературных памятниках запечатлены лишь имена царей — на основе таких данных трудно предположить, к какой языковой группе принадлежали древние кочевники. Практически ничего не известно и про их быт. Лишь на основе письменных источников соседних стран можно с уверенностью сказать, что киммерийцы предпочитали кожаную одежду, головными уборами были островерхие шапки. Также кочевники носили штаны, удобные для езды верхом.
Киммерийцы в интерпретации современного художника. Источник: ageiron.ru
У археологов существует термин «киммерийская археологическая культура», однако его наполнение чрезвычайно размыто. Обычно он применяется к памятникам доскифского времени, хотя многие историки отмечают схожесть скифской и киммерийской материальной культуры. В погребения кочевники помещали предметы керамики, конскую упряжь, иногда встречается оружие.
***
Никита Николаев? 23.07.2019
Источники
- Иванчик А. И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII–VII вв. до н. э. в античной литературной традиции: фольклор, литература и история. М.; Берлин, 2005
- Иванчик А. И. Киммерийцы. Древневосточные цивилизации и степные кочевники в VIII– VII вв. до н. э. М., 1996
- Тереножкин А. И. Киммерийцы. М.: Наукова думка, 1976
- Колотухин В.А. Киммерийцы и скифы степного Крыма. Симферополь: Сонат, 2000.
- Изображение анонса и лида: Pinterest