Трихоплакс, представитель типа пластинчатых, царства животных. Трихоплакс самое архаичное из всех ныне живущих животных. (К царству животных, по современным представлениям, относятся только многоклеточные организмы. Инфузории, жгутиконосцы и другие простейшие выведены из состава животного царства.)
Трихоплакс похож на медленно ползающую тонкую бесформенную пластинку, не имеет ни осей симметрии, ни переднего и заднего концов, ни мускулатуры, ни таких систем, как пищеварительная, нервная, кровеносная или выделительная. Обычно трихоплакс размножается бесполым путем – делится надвое или отпочковывает маленьких многоклеточных “бродяжек”, у которых уже есть все типы клеток, имеющиеся у взрослого трихоплакса. Трихоплакс по своему строению напоминает личинок кишечно-полостных, и его долго считали личинкой медузы. Но потом оказалось, что у трихоплакса образуются половые клетки, то есть трихоплаксы могут размножаться половым путем.
У трихоплакса митохондриальный геном – 43 079 пар нуклеотидов, больше, чем у любого другого животного. Некодирующие участки занимают около половины генома (как у хоанофлагеллят, у животных – не более 25%). Имеется как минимум три интрона (у воротничкового жгутиконосца Monosiga – четыре, у большинства животных – ни одного, за исключением некоторых кишечно-полостных, имеющих 1-2 интрона). Имеется пять генов, кодирующих неизвестные белки (у Monosiga – шесть, у животных – обычно ни одного). Гены рибосомных белков, как и у всех животных, отсутствуют (у хоанофлагеллят и грибов они есть).
Представители типа кишечно-полостных животных, медузы, кораллы и турбеллярии значительно сложнее трихоплаксов. У кишечно-полостных животных есть мышцы и нервная система, у них есть кишечная полость, которую составляют нескольких одинаковых лучей.
То, что кишечная полость кишечно-полостных животных формируется несколькими одинаковыми лучами, позволяет предполагать наличие промежуточного между трихоплаксами и кишечно-полостными животными вида животных. Эти животные были похожи на трихоплаксов, но уже имели мышечную и нервную системы, хотя еще не имели кишечной полости. И эти животные, и их несколько упростившиеся потомки, есть! Возможно, наиболее близки по всем признакам к животным типа промежуточного между трихоплаксами и кишечно-полостными животными – ресничные черви, обычно относимые к отряду бескишечных (Acoela). Кроме того, возможно, инфузории, однажды низвергнутые из царства животных, устроенные во многом проще бескишечных ресничных червей, но, тем не менее, во многом очень похожие на них, так же могут происходить от этого предка…
У представителей отряда бескишечных ресничных червей (Acoela) тело покрыто ресничным эпителием. Передвигаются они ползком или вплавь. Этому способствуют кожно-мускульный мешок и реснички. Глотка бескишечных ресничных червей это довольно глубокая впадина или воронка на брюшной стороне примерно посередине тела. Проглоченная пища попадает в энтодермальную паренхиму, прилегающую к периферическому слою мезодермальной паренхимы. Вокруг проглоченного комочка пищи образуется временная пищевая полость, окруженная пищеварительными клетками. Экскреторную функцию у бескишечных выполняют амебоидные клетки, накапливающие экскреты. Наполненные экскретами клетки удаляются через кожу. Нервная система бескишечных представлена диффузной субэпителиальной нервной сетью, имеется мозговой ганглий на переднем конце тела образующийся из четырёх зачатков вокруг статоциста. Половая система у бескишечных червей простая. При спаривании сперма вводится в тело партнера при помощи копулятивного органа. Оплодотворение яиц происходит в паренхиме. Созрев, яйца выходят из тела в воду через разрывы стенки тела.
Инфузории – это группа животных, к которой принадлежит более 7 тыс. видов.
У инфузорий есть реснички. У каждой инфузории их много тысяч. Движение ресничек волнообразно. Синхронно взмахивая около 30 раз в секунду, ряды ресничек движут инфузорию вперёд, или, у сидячих инфузорий, подгоняют к ним пищу. За секунду подвижная инфузория часто проплывает 10-20 длин своего тела. Инфузория туфелька при раздражении выстреливает длинные тонкие ядовитые нити (трихоцисты), поражающие врага или добычу. Трихоцистов у неё столько же, сколько и ресничек. У инфузорий обычно две сократительные вакуоли, постоянно откачивающие из неё избыточную воду. За полчаса они удаляют из инфузории количество воды, по объёму равное ей самой. У большинства инфузорий есть глотка – довольно глубокая впадина или воронка на теле. Проглоченная пища попадает во временную пищевую полость. У некоторых инфузорий, например у инфузории трубача есть мышечным волоконца! Внутри тела некоторых инфузорий, например, у трубачей поселяются одноклеточные зелёные водоросли. Колониальные сидячие инфузории подобны кораллам. Сидячие инфузории периодически дают свободноплавающую форму – бродяжек. У инфузорий зоотамний на ветвях колонии растут многоклеточные шары в 100 раз больше отдельной инфузории. Это – будущие бродяжки. Созрев, они отрываются от колонии и уплывают на поиски подходящих мест, чтобы основать новые колонии.
Итак, инфузории это не одноклеточные существа а, как можно предположить, учитывая наличие двух ядер, минимум двуклеточное существо, у которого клетки объединены в синцитий, а бродяжки многих сидячих инфузорий обычные многоклеточные существа. Рассмотрев строение ядер практически любых инфузорий можно понять, что вообще-то все инфузории многоклеточны. Большое ядро инфузории (макронуклеус) руководит всей повседневной деятельностью клетки. Малое ядро инфузории (микронуклеус) участвует в половом процессе и построении макронуклеуса. Каждая инфузория регулярно делится надвое, но этот процесс идет не бесконечно, дав много поколений, они совершают половой процесс – конъюгацию. При этом две инфузории прикладываются друг к другу брюшной стороной, большие их ядра разрушаются, обе особи как бы превращаются в половые клетки, в которых малые ядра делятся на два приблизительно одинаковых ядра, после чего инфузории обмениваются ядрами. Одно из ядер (мужское) инфузория дарит партнёру, второе (женское) оставляет себе. Затем у каждой особи мужские ядра сливаются с ядрами женскими, и начинается многократное деление, при этом один набор хромосом идет на формирования малого ядра, а остальные формируют большое ядро. Процесс формирования большого ядра из материала, из которого могло бы сформироваться несколько ядер, не имеет специального названия, его бы можно было бы назвать формированием синнуклеуса, по аналогии с процессом объединения нескольких ядер в одной клетке, то есть с формированием синцития. Вывод, в инфузориях несколько ядер, находящихся в синнуклеусе и синцитии. Инфузории действительно многоклеточные животные! То, что инфузории выше организованные животные, чем трихоплаксы и по многим свойствам близки к кишечно-полостным животным, демонстрируют сохранившиеся у некоторых из них мышечные волоконца. Но поведение свободно живущих инфузорий и расселительных форм инфузорий – бродяжек, показывает, что у них есть и какие-то нервные волоконца, прилегающие к клеточной стенке и управляющие работой ресничек. Именно поэтому эти животные могут не только двигаться в направлении пищи, но и уходить от опасности. То есть в их микро нервной системе формируется некий образ внешнего мира, и формируются соответствующие сигналы мышечным волоконцам, или ресничкам, или, при наличии и мышечных волоконец и ресничек, – и тем, и другим.
Проанализировав механизм миграции нейронов с помощью электронной томографии специалисты Университета им. Дрекселя обнаружили участие таких органоидов клетки многоклеточных организмов как микротрубочки в функционировании нервной системы. Микротрубочки оказывается “иннервируются” скользящим по ним моторным белком и ответственны за сохранение вектора движения клетки. Медикаментозная «заморозка» этих микротрубочек привела к стихийному блужданию нейронов.
Учитывая все свойства инфузорий и бескишечных ресничных червей, этих животных надо выделить в царстве животных в новый тип, – тип протоанимус, тип ставший предшественником типа кишечно-полостных животных.
Два организма, похожие на полупрозрачные грибы, были обнаружены в 1986 году на глубине 400 и 1000 м недалеко от острова Тасмания. Существа не превышают в длину двух сантиметров, состоят из внешнего покрова, небольшого рта и внутреннего органа – ветвистого желудка, пространство вокруг которого заполнено плотным желеобразным веществом.
Так как биологи не смогли отнести их ни к одному из известных биологических типов то было предположено, что они могут относиться к древним вымершим формам жизни, существовавшим на Земле 600 млн лет назад.
Существа получили латинские названия Dendrogramma enigmatica и Dendrogramma discoides. http://www.bbc.co.uk/russian/science/20… room.shtml
Но может быть это и не совсем новые типы животных. Возможно близки им протоанимусы…. Протоанимусы. Сложнее пластинчатых, проще кишечно-полостных.