Мозг способен восстанавливаться за счет появления новых нейронов.
Нейрогенез как и причины гибели нейронов хорошо можно наблюдать на примере канарейки Serinus Canaria каждый брачный сезон исполняющую новую песню. К окончанию брачных игр нейроны центра определяющего пение погибают. В новом брачном сезоне стволовые клетки мозга образуют новые нейроны в этом центре.
Нейрональные стволовые клетки у млекопитающих располагаются в двух зонах рядом с боковыми желудочками мозга. Новые нейроны без отростков мигрируют отсюда в другие отделы головного мозга и там превращаться в функционаьные нейроны. Стволовые клетки можно пересадить в поврежденный участок мозга. Например, в сетчатке глаза пронейрон превратится в палочку или колбочку, в зависимости от того, в чем нуждается сетчатка. Недифференцированный нейрон принимает облик окружающих его нейронов.
Непонятно только почему стволовые так редко превращаться в функциональные нейроны и что заставляет их это делать.
В 2001 по 2007 годах ученые из разных стран выделили два типа стволовых клеток в субгранулярной зоне гиппокампа – радиальные и нерадиальные SOX2+. Радиальные SOX2+ – запас стволовых клеток. Из них рождаются нерадиальные, которые включаются в цикл нейрогенеза.
Биологи также выяснили, что количество активных стволовых клеток в мозге взрослых млекопитающих чрезвычайно мало, а с возрастом значительно уменьшается.
Ученые под руководством коллег из Института биологических исследований имени Джонаса Солка (Salk Institute for Biological Studies) решили найти и изучить молекулярный механизм, который подавляет развитие стволовых клеток.
Исследователи обратили внимание на группу белков BMP, которые регулируют работу других стволовых клеток. Этот же белок оказывает неоднозначное влияние на развитие нервной системы – он был замечен при апоптозе нейронов, пролиферации клеток нервной трубки эмбриона и нейрогенезе.
Ученые из Испании, Италии, Германии и США под руководством Хелены Мира (Helena Mira) исследовали влияние эндогенного BMP на стволовые клетки мозга. Они провели две серии опытов (in vivo и in vitro), в ходе которых изучали функциональную активность белка в клетках с заданными мутациями (делеция генов, ответственных за синтез BMP и SMAD1). Экспериментаторы также проследили за поведением стволовых клеток в присутствии антагониста BMP – ноггина. Подробности эксперимента и результаты исследований биологи изложили в статье Signaling through BMPR-IA Regulates quiescence and long-term activity of neural stem cells in the adult hippocampus, журнал Stem Cell от 1 июля 2010 г.
На примере мышей ученые продемонстрировали, что белок BMP тормозит развитие стволовых нервных клеток. Исследователи описали механизм воздействия белка на рецепторы – фосфорилирование протеина SMAD1.
Источник: Carlos III Health Instituteна